Как известно, для того, чтобы подготовить человека к полному изменению личности, нужно «взорвать» ту реальность, в которой человек привык жить. Потеряв систему отсчета, объект утратит свои жизненные ориентиры. Когда рушатся представления человека о том, что есть реальность, отключаются и защитные механизмы его психики.
Об этом и многом другом рассказал член Американской и европейской ассоциации консультирования, член общенациональной терапевтической российской лиги, руководитель регионального отделения профессиональной терапевтической лиги, магистр педагогических наук Даянат Рзаев.
— У нашего сегодняшнего интервью необычная тема. И именно поэтому я хочу начать с детства – с того самого чистого и светлого периода жизни, в котором все только начинается. Не только я одна заметила тенденцию увеличения уровня жестокости у детей и подростков. Как вы считаете, с чем связан подобный всплеск такой значительный и устрашающий рост и каковы глубинные причины этого явления?
— К этому вопросу нельзя подходить однобоко, нельзя указать только одну или две причины, способствующие тенденции роста. Этому способствуют не только воспитание или генетический фактор, как это принято было считать раньше. Существует ряд не менее важных причин. В первую очередь, это наследственный фактор, экология, питание, окружающая среда. Огромное значение так же имеют и социальные факторы. И еще – безнаказанность, которая способствует развитию жестокости.
В Азербайджане на сегодняшний день очень благоприятная почва для появления насильников, маньяков, убийц. Я давно об этом говорил. И если не будет принято никаких профилактических мер, то тенденция будет идти по нарастающей.
— А какие именно меры? Как, к примеру, узнать, на что способен человек, еще, как говорится, «не засветившийся» в вышеперечисленных преступлениях?
— Вам известно, что у потенциально жестоких людей (серийные маньяки и убийцы) при проверке обнаружено большое кадмия и свинца в волосах? Так что можно выяснить еще до совершения преступления – способен человек на это или нет. Выйдет из него убийца или маньяк, или же нет. А если ребенок проявляет жестокость, то с таким ребенком нужно обязательно работать. И, прежде всего, работать должны родители, учителя. В советское время была такая профилактика. Существовали детские комнаты милиции, где работали женщины-милиционеры. Должны быть участковые детские врачи, которые были бы в курсе всех проблем со здоровьем и психикой. Немаловажная информация исходит, конечно же, от соседей. Именно от них зачастую узнавали о насилии в семьях, о жестоком отношении к детям, или о жестоком отношении ребенка к своим сверстникам или к животным. Так же информацию нужно получать из детсадов и школ. Это и есть та утраченная ныне система. И чтобы создать новую, нужно очень много и грамотно работать. Нужна социальная психиатрия. В Азербайджане ее, к сожалению, нет. Это направление психиатрии носит больше профилактический характер. А жаль, ведь мы сталкиваемся со страшным словом РЕГРЕСС. Приведу простой пример. Раньше в районах, в деревнях существовали кинотеатры, какие-то танцплощадки. А сейчас этого уже нет. Как будто мы вернулись в 19-й век. Да и по понятиям мы тоже вернулись в 19-й век. Участились факты убийств на почве ревности. Не так посмотрел, не так сказал, не так сделал… А селективные аборты? Это ли не шаг к регрессу? А знаете – почему? Женщине в нашем обществе выжить трудно, и потому родители предпочитают, чтобы родился сын, а не дочь. Чем не Саудовская Аравия, где раньше девочку-первенца живьем закапывали в землю? Женщине в Азербайджане сегодня действительно нелегко. Вот вам простой пример: ситуация сегодня такая, что любая девушка, женщина, не может спокойно ходить по улице: ее обязательно заденут, оскорбят, скажут ей какую-нибудь унизительную пакость вослед. И негодяи, оскорбившие ее, останутся при этом безнаказанными. Для нас это – увы – норма сегодня.
— Я с Вами полностью согласна. Но давайте все же пока вернемся к вопросу о детской жестокости. Есть такое выражение: невинное зло в глазах Сатаны. Ребенок, совершая зло, делает это неосознанно, не специально, не то, что взрослый человек.
— Да, ребенок действует бессознательно. Он бьет сверстников, обижает животных. Отрывает крылья у мух и ножки у тараканов, к примеру, являясь по сути исследователем. Но и это качество тоже связано вплотную с воспитанием. Ребенку нужно вовремя объяснить, что такое ЖЕСТОКОСТЬ. Нужно суметь объяснить ему – что такое ХОРОШО, и что такое ПЛОХО. Не открою Америки, если скажу о том, что родители сами идут на обострение конфликта между ребенком и животным. Очень часто можно видеть сцены, когда мать ругает ребенка за то, что он хотел погладить кошку или собаку. Мать начинает плеваться, кричать, что это грязь, инфекция, и устрашать, что «животное тебя укусит». Вот вам и сформировавшаяся схема, по которой видно, как ребенок впоследствии будет относиться к животным – это опасно, плохо, это грязь. Это называется родительское зомбирование. И оно остается в подсознании до конца, ну, разве если человек не в силах переломить сформировавшийся стереотип.
Очень многие азербайджанские врачи склонны думать, что кошка – носитель токсоплазмоза. Точнее, что если человек трогает или держит кошку дома, то он автоматически становится подвержен риску заражения токсоплазмозом. Это совершенная чушь. На самом деле, животное, которое заражено вирусом токсоплазмоза, очень быстро погибает, потому что оно в состоянии заражения склонно к суициду. А вот людей, зараженных вирусом токсоплазмоза, мы наблюдаем каждый день. Это автоши, это водители автобусов, которые подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизни десятков людей. Вот он, риск – бессмысленный и беспощадный. И я вас уверяю, что если все эти лихачи пройдут грамотный медицинский осмотр, то у них у всех будет выявлен вирус токсоплазмоза. И кошки тут совершенно ни при чем. У меня, к примеру, четыре кошки и двое детей. И никакого вируса нет ни у животных, ни у детей. И я не запрещаю своим детям дотрагиваться до других животных. И все в порядке, а ведь мы – такие же граждане Азербайджана, жители Баку, мы не приехали с другого континента и не прилетели с другой планеты, не так ли?
— Да, вы правы.
Общество вообще стало очень агрессивным. То, что раньше считалось нормой, сегодня потеряло ценность, переосмыслилось. Вот я, к примеру, в глазах современного общества ненормальный! Хотите знать – почему? Я скажу вам. Я не ворую, не обманываю, у меня нет машины. Если вы спокойный, добропорядочный гражданин, то вы уже социопат в глазах современного общества. То есть, если ты не делец, не спекулянт, не хапуга и не приспособленец, то ты уже априори не можешь считаться нормальным человеком.
— Расскажите, в чем разница между социопатом и психопатом?
— Термин «социопат» больше используется в САШ. Там немного другая расшифровка. К нашему обществу более приемлем термин «психопат». Покойный Агабек Ашумочив Султанов любил повторять слова известного криминалиста Ганнушкина «Психопат – этот тот самый человек, который и сам не живет, и другим не дает». Да я и сам не назвал бы явление, происходящее в современном азербайджанском обществе социопатией. Объясню, что такое социопатия. Представьте каннибала, который приехал откуда-то из Новой Зеландии и ест людей. Для наc он будет считаться психом. На самом деле для того общества, где он живет – это норма. Для американцев, скажем, этот каннибал не психопат, а социопат. По их мнению, именно социальная патология. А для нашего общества уже считается нормой, если мужчина задевает и оскорбляет женщину, которая проходит мимо него. У нас это – своеобразный рейтинг, статус, показатель липовой «крутизны». С этим никто не борется, до этого никому нет дела.
— Вот мы и добрались с вами до сути. СМИ буквально переполнены криминальными новостями. Причем, увеличилось и количество суицидов. Однажды мне кто-то из интервьюеров сказал, что на самом деле роста преступности, как такового нет. Есть гласность, которая сегодня открыла рот очень многим. Вы подтвердите или опровергнете это мнение? Лично я считаю, что происходит на самом деле что-то страшное.
— На самом деле это не так. Давайте вспомним, что Нью-Йорк всегда считался самым криминальным городом в мире. Но последние несколько лет уровень преступности резко снизился. А знаете, почему? Потому что были приняты профилактически меры, о которых я говорил выше. И прежде всего, сбор информации. Помните, в Баку раньше были дворовые системы? Люди ходили друг к другу в гости, все про всех знали. Если были где-то пьющие, наркоманы, тунеядцы, мужья, избивающие жен — о этом сразу же узнавал участковый, который, кстати, синхронно узнавал всю информацию не только от соседей, но и от ЖЭУ. По отношению к таким людям применялась трудотерапия – отличная форма лечения. А что происходит сегодня? Сегодня же сосед соседа не знает. Информации нет. Существует еще одна проблема, затрудняющая работу правоохранительных органов с общественностью: в Азербайджане нет женщин-полицейских. А ведь женщина-полицейский – практически повсеместное явление. Ведь согласитесь, что женщина не может рассказать мужчине-полицейскому, что произошло с ней на самом деле, не может открыть какие-то сокровенные стороны своей личной жизни, глубинной причины насилия и так далее.
— Хорошо, что вы подняли этот вопрос. Дело в том, что многие правозащитники уже не раз сетовали на то, что у нас нет женщин-полицейских.
— Говорят, что скоро они появятся и у нас. Это очень нужно и важно. И очень кстати. Потому что ситуация, сложившаяся в Азербайджане, отсутствие информации, профилактических мер, способствует росту преступности. Можно раскрыть преступление, чем и занимаются наши правоохранительные органы. А вот предотвратить преступление – это уже сложнее. Над этим надо работать.
Резко выросло число наркоманов. Практически все преступления совершаются в состоянии наркотического опьянения. Безнадежность, безысходность, отсутствие каких-либо базовых знаний толкают человека на преступление.
— Вот это-то и странно. XXI век – время высоких технологий. Существует множество разных гаджетов, интернет. Но факт – интеллектуальный уровень очень низкий. Общество наше подвержено религиозному, социальному и политическому зомбированию. Вы сможете назвать глубинные причины, почему это происходит?
— Сегодня в Азербайджане одна из главных проблем – демографическая. Раньше городская среда вмещала в себя 1 миллион человек. Сегодня в Баку больше 4 миллионов человек. Это ненормально, согласитесь. Раньше, когда в Баку приезжали жители регионов, в основном на учение, они постепенно адаптировались под городскую среду. Ну, сколько их приезжало? В год, скажем, 100 тысяч человек. И они перенимали то, что есть у миллиона городских жителей: традиции, культуру общения, культуру поведения, которая сформировалась в городской среде.
После развала СССР в массовом порядке началось переселение в город. И конечно же, вопрос культуры был закрыт. Ни от кого не секрет. Что городской человек более мягок, нежели житель села.
— Честно говоря, я думала наоборот.
— Ну, что вы, нет! Самые жестокие убийства совершаются в деревнях, разве не так? Возьмите в качестве примера еще один факт: житель деревни спокойно может перерезать горло барану, корове. А разве на это способен городской житель? Конечно же, нет.
— Но резать баранов на Гурбан – это традиция, не так ли?
— Да, я согласен, это традиция. Но ведь это надо делать так, чтобы никто не видел кровопролития, особенно дети. А что происходит сегодня? Бойня совершается публично. А теперь давайте вспомним, было ли так раньше? Не было! Лично мне неприятно видеть зрелище крови и смерти. И я не хочу, чтобы мои дети смотрели на жестокость и кровопролитие. Для деревни – это норма. И какая разница, в принципе, для тех, кто режет горло животным – убить животное или убить человека, не так ли? Если ты уже умеешь проливать кровь… Это тоже своего рода зомбирование.
— А что вы скажете насчет религиозного зомбирования?
— Разделение религии – это борьба за политическое влияние, прежде всего. Давайте возьмем в качестве примера Пророка Мухаммеда, который был и политическим, и общественным и естественно религиозным деятелем. Он объединял арабов и хотел создать сильное государство. После его смерти было много войн между политическими и религиозными силами, которые зачастую так же не имели понятия, как и кем направляются. Вполне реально создавать управляемые конфликты. Но порой они просто выходят из-под контроля. В качестве примера можно привести Карабах. Это был искусственно созданный конфликт. Потом этот конфликт вышел из-под контроля, и эту проблему на данный момент решить невозможно. То же самое сейчас происходит и в арабском мире. Они выбрали определенную идеологию и посредством этой идеологии зомбируют людей. Это все аргументировано. Возьмем, к примеру, ИГИЛ. Ну, предположим, группа людей решила создать исламское государство. Для них, предположим, смертная казнь – это норма, но спросили ли они остальных? НЕТ! Для них все, кто думает иначе – кяфиры. Не совершаешь намаз 5 раз в день, не носишь короткие брюки и не отращиваешь бороду? Значит, ты кяфир и подлежишь наказанию.
— Кем и как зомбируются наши сограждане, погибающие в Сирии, к примеру? Ведь у нас своя война, но в Карабахе они замечены не были, не так ли?
— Есть определенная система, СМИ, к примеру. Социальные сети, в которых сидят отличные вербовщики. Вот они и вербуют.
— А в вашей практике вам приходилось встречаться с такими зомбированными людьми?
— Да, и не раз. Вот, к примеру, ко мне приходила одна женщина, просила принять ее вместе с сыном. Когда мы беседовали, она заливалась слезами. Рассказала, как ей удалось задержать своего сына прямо на автовокзале. Его вели какие-то люди, он был не в себе. Возможно, вербовщики использовали какие-то психотропные препараты. Женщина рассказала, как родной сын ее не узнавал. Женщина стала звать полицию, люди, которые держали ее сына, убежали. Я смотрел на ее сына, и видел перед собой простого, доброго парня. Но он через каждые пару минут повторял какие-то религиозные цитаты, вообще к беседе не относящиеся.
Пророк Мухаммед для мусульман считается идеалом. Он был добрейшим и милосердным человеком по отношению к животным и людям. И потому я всегда говорю таким зомбированным людям: вот тебе дали установку идти и убивать кяфиров. Человек, который верит в единого бога – он уже не кяфир. Он не отращивает бороду? А может быть, он не хочет этого делать? Это же не признак, что он идет против Бога. Пророк Мухаммед сказал: И тот не с нами, кто против нас. А сегодня пропагандируется более ленинское понятие: Кто не с нами, тот против нас. Разницу чувствуете?
— Как вы считаете, может быть, зомбированного парня просто приманили деньгами?
— В том-то и дело, что денег ему никто не предлагал. Его приманили Раем, в котором полно гурий и реки вина. Я сказал тогда этому парню: «Как бы Пророк Мухаммед поступил бы в такой ситуации? Видя, что родители убиваются. Он же является для тебя идеалом и примером подражания для каждого мусульманина? Ведь он говорил, что никакого принуждения не существует! До людей надо все доносить посредством знаний, посредством доброй воли. Вот Пророк бросил бы больных старых родителей»? И знаете, это подействовало.
— Значит, зомбируются люди слабохарактерные?
— Я бы не сказал. Слабохарактерный человек никогда не возьмет в руки автомат и не пойдет убивать.
— Но ведь это же идеальный солдат! Его зомбировали, и он пошел умирать за идею, не так ли?
— Ну, если рассуждать с этой точки зрения, то скажу так: нет такого человека, который бы не был подвержен гипнозу. Существуют специальные технологии NLP-технологи над этим работают. Есть психолингвистическое программирование, которое эффективно действует.
— Хорошо, с неимущими мы разобрались. Если не за деньги, так за Рай. А как же быть с успешными людьми, которые тоже клюют на ту же наживку?
— Иллюзия. Вот вам и ответ. Иллюзия – это страшный фактор. Именно иллюзиями зомбируются массы. Вспомните Ленина, ведь он тоже создал иллюзию коммунизма. А ведь изначально это было НЕРЕАЛЬНО. Но религиозные идеологии – это страшнее. Потому что в основе этого зомбирования лежит идея смерти. Общая концепция: «В этой жизни тебе уже ничего не светит. Зато если ты умрешь за веру, то тебя ждет Рай, в котором ты останешься вечно молодым, тебе будет хорошо, возле тебя будут гурии, много вина». Отсюда можно делать более серьезный вывод: сексуальный инстинкт сильнее, чем инстинкт самосохранения. Он столь же древний, столь же глубинный.
Яна Мадатова, фото и видео Илькина Зеферли