Согласно новому решению сюда подпадает подрывающая доверие к властям критика, а также сотрудничество с международными организациями и со СМИ, допускающими нелицеприятные замечания в адрес правительства. Правоверным мусульманам не рекомендуется поддерживать с ними какие-либо контакты и связи.
Кроме того, в том же решении Совета улемов осуждается участие граждан Таджикистана в боевых действиях в других странах.
«Призыв и подстрекательство людей к свержению власти. Связь и сотрудничество с местными и зарубежными организациями, СМИ, партиями, цель которых дестабилизировать ситуацию в стране и поставить под сомнение национальное единство, считаются великим грехом. Совершившие эти деяния навлекут на себя гнев Божий и понесут суровое наказание на том свете», — говорится в официальном решении Исламского центра страны.
Таким образом таджикские власти борются с растущим влиянием радикалов и хотят не допустить исламизации страны.
В пятницу в центральной мечети в Душанбе перед богослужением, обращаясь к тысячам прихожан, главный муфтий Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода привел в пример современную историю Ливии.
«Вот народ Ливии выступил против своего лидера Муамара Каддафи, и что из всего этого получилось? При Каддафи минимальная зарплата в стране составляла 750 долларов, а на один доллар можно было купить 45 литров бензина. После свержения в Ливии воцарились хаос, беспорядок, смерть и беззаконие», — указал прихожанам главный муфтий и призвал не повторять этих ошибок.
Представители официального духовенства и раньше говорили о необходимости поддержки таджикских властей и недопустимости какой-либо критики в адрес правительства, однако теперь этой теме посвятили специальную фетву.
Решения Исламского центра Таджикистана не имеют юридической силы и носят рекомендательный характер, но, учитывая роль ислама в повседневной жизни таджикских мусульман и влияние духовенства, можно предположить, что многие прислушиваются к советам священнослужителей.
Между тем, в партии Исламского возрождения страны (ПИВТ), которую официальный Душанбе считает своим главным политическим оппонентом, были удивлены новой фетвой.
«Мы живем в светском государстве и не по законам шариата, чтобы для людей были важны эти фетвы. Власть также не обязана прислушиваться к мнению духовенства. Но понимаем, что все эти решения принимаются при непосредственном участии политиков», — заявил Саидумар Хусайни, первый заместитель Исламской партии Таджикистана.
По букве Таджикистан является светским государством, однако в реальности власти активно вмешиваются в деятельность религиозных институтов в стране, в частности, имеют решающий голос при избрании имам-хатибов мечетей.
«Новым решением официальные богословы хотели выслужиться перед властью. Но эффект получился обратным», — говорит Зафар Суфи, учредитель медиа-холдинга «Озодагон».
По мнению Суфи, фетва – это «первый звонок», своего рода предупреждение тем журналистам и СМИ, которые зачастую критикуют действия властей, и подобные шаги не могут не вызывать обеспокоенность.
«В итоге не исключено принятие вполне реального закона, серьезно ограничивающего права журналистов», — полагает Зафар Суфии.
В последние годы таджикские власти не раз подвергались критике за ущемление прав верующих — проверки и закрытие мечетей, многочисленные судебные процессы в отношении сторонников религиозных партий и движений, а также гонения на верующих, носящих исламскую одежду и бороду.
Вместе с тем, многие наблюдатели подчеркивают, что интерес к религии в Таджикистане в последние годы заметно возрос, и в богословские школы теперь отдают детей даже из нерелигиозных семей.
BBC Russian