В последнее время в Баку все на центральных площадях Баку появляется все больше уличных музыкантов, которые вносят своеобразный колорит в жизнь столицы нашей страны, которая стремительно интегрирует в Европу.
Симпатичные юноши и девушки играют на гитарах, поют, выбивают ритмы на маракасах, бубнах, тамтамах. А возле бывшего кинотеатра «Азербайджан» даже скрипач появился. Понятно, что в футляр от скрипки или в чехол гитары желающие бросают монетки. Это абсолютно нормально. А потому действия молодых музыкантов не считаются чем-то аморальным, например, вымогательством или попрошайничеством. Своего рода заработок, совмещение приятного с полезным плюс хорошее настроение всем нам, жителям города.
В городе нашем, во всяком случае, в моем времени, всегда были уличные музыканты: Женя с острова Артем– человек-оркестр, который, в основном, выезжал на блатной романтике, Виталий – старенький русский гармонист, выступавший совместно с котом Васькой, пожилой бакинец Саладдин Рзаев, — ветеран карабахской и афганской войн, которому не выдают пенсию. Он зарабатывает на жизнь игрой на кларнете возле Макдоналдса.
Все эти люди – своеобразный раритет нашего города, мы помним их, любим и искренне благодарны за то, что они играли для нас и гостей нашего города.
Но все благие начинания в Баку, чаще всего разбиваются о стену непонимания со стороны ИВ и сотрудников полиции, а точнее – патрульных отрядов полиции, которые привыкли собирать дань с попрошаек и занудливых «на-дуде-игрецов», которым если и бросают деньги в коробочку, то лишь для того, чтобы те поскорее перестали дудеть, потому что этот отвратительный однообразный звук сильно действует на нервы.
Так или иначе, но все вышеперечисленные персонажи как-то сумели как-то устроиться, чтобы зарабатывать себе на хлеб.
Нынешние музыканты, которые позиционируют Баку как город чисто европейский, скорее всего, забывают о том, что это все же Азербайджан, где бесплатно ничего не бывает. А благими намерениями, как правило, проложена дорога в ад.
Не в первый раз прохожие фиксируют на фото случаи, когда полиция гоняет музыкантов и не позволяет им играть в переходах и на улицах города. На вопрос: «почему нельзя играть» им отвечают неоднозначно, или попросту ничего не объясняют, а просто требуют собрать инструменты и уходить.
Честно говоря, такое негативное отношение сотрудников полиции к уличным музыкантам не нравится очень многим жителям города и гостям Баку. Да и ситуации, в которых оказываются приезжие гастролеры – любители уличной игры на музыкальных инструментах, зачастую просто позорят наш гостеприимный южный город. Так, к примеру, с площади Фонтанов были изгнаны перуанские индейцы – этнические музыканты, которые приехали в Баку в рамках международных гастролей. Тогда полиция сослалась на некоего мифического «менеджера Торговой».
Не так давно полиция погнала и Костю Пугача – уличного музыканта, который путешествовал по Кавказу и зарабатывал себе на жизнь игрой на барабанах в разных городах, в том числе и в Баку.
Вполне вероятно, что и индейцы, и Костя Пугач были приезжими, и именно поэтому действия полиции хоть как-то можно «объяснить»: дескать, нечего приезжим тут деньгу зашибать! А чем помешали доблестным полицейским наши музыканты? Неужели они мешают больше, чем уличные попрошайки или более назойливы, чем цыгане в бакинском метро?
Так что до Европы нам еще очень далеко с таким подходом представителей власти к искусству уличной музыки. И это очень печально, потому что Баку только-только начинает набирать обороты в сфере туризма. А глобальные поборы, запреты и прочие неприятности роняют репутацию Баку в глазах мировой общественности. Но неужели только я одна это вижу?
Яна Мадатова