Завершается 2024-й год и, наверное, можно подводить его отдельные итоги, будь-то геополитическое либо экономическое поле. Однако сегодня мы хотели бы затронуть один из блистательных результатов для Азербайджана на ниве культуры — избрание проживающей в Германии (г. Детмольд) нашей талантливой соотечественницы Хадиджы Зейналовой композитором года этой страны, что осуществилось по линии Минкультуры Германии и Фонда Klosterlandschaft OWL (Artist in Residence – Künstlerin des Jahres 2024). В свете чего мы решили поговорить с прекрасным музыкантом, по словам которой, нынешний год запомнится ей по очень многим параметрам. Но обо всем по порядку.
Страсть к музыке у Х. Зейналовой формировалась в немалой степени под воздействием генов и личного примера старших.
«С детства меня окружала музыка», — вспоминает Хадиджа ханум.
В доме Зейналовых всегда было пианино, в раннем детстве Хадиджа садилась за музыкальный инструмент и музицировала на слух. Музыкальная память девочки оказалась феноменальной: маленькая Хадиджа постоянно напевала композиции, которые звучали в квартире по постоянно включенному радио. Кроме того, ее родной дядя виртуозно играл на таре, что буквально завораживало Хадиджу.
Хадиджа Зейналова очень благодарна своим родителям за то, что, уловив страсть девочки к музыке, они определили ее в музшколу №3 в Сумгайыте. С не меньшей благодарностью она рассказывает о своих первых педагогах, которые, оценив ее творческий потенциал, поощряли интерес девочки.
«Представляете, лет с семи лет я просто бредила мечтой стать композитором, — делится с нами сокровенным Х. Зейналова, — и мне хотелось исполнять на большой сцене свои произведения, поэтому я до сих пор храню мои первые сочинения, написанные в семилетнем возрасте». Рассказывая обо всем этом, наша соотечественница просит отдельно выделить ее первых педагогов — Лидию Михайловну (музшкола) и Яшара Мирзоева (сумгаитское музучилище), посоветовавшего ей поступать в Бакинскую музыкальную академию для профессионального изучения композиторского искусства: «Действительно, в стенах Консерватории у меня начался совершенно новый этап жизни, что произошло благодаря выдающемуся Хайяму Мирзазаде, который, обучая правилам и нормам сочинительства, всегда поощрял мою тягу к новаторству».
Вслед за этим Х. Зейналова оказалась в Академии музыки города Детмольда и Падерборнского университета в Германии, в стенах которого в 2005 году получила степень доктора философии в области музыковедения, защитив диссертацию по теме «Азербайджанская музыкальная культура XX века и тенденции в западной музыке». «Взаимодействие азербайджанской музыкальной культуры с западными музыкальными течениями вплоть до сего дня остается важной частью моей научно-творческой деятельности», — подчеркивает Хадиджа Зейналова, любезно делясь с нами своим широким внутренним миром.
Прежде всего, определяя музыкальное искусство способом «раскрытия своей души, передачи эмоций и переживаний», Зейналова называет музыку «не нуждающимся в переводчиках средством общения».
«Будучи способной проникать в сердца людей, независимо от их происхождения или культуры, музыка для меня является тем универсальным языком, благодаря которому я могу делиться собственными мыслями и ощущениями с окружающей действительностью. Поэтому, сочиняя, я ощущаю полную гармонию с собой и миром, что приносит мне состояние счастья», — раскрывает композитор.
Как раз данное состояние души позволяет Зейналовой видеть «социально-философский аспект музыки» в «объединении людей посредством создания особой атмосферы единства и взаимопонимания». В свете чего азербайджанский музыкант оценивает музыку далеко не только искусством «в общепринятом понимании слова, но и социальным феноменом, отражающим культуру, историю и дух времени путем формирования как мировоззрения, так и личностно-духовного роста». Данную тонкость Хадиджа Зейналова осознала через себя, свой путь, напрямую связанный «с философским осознанием роли в жизни людей музыки, помогающей всем нам осмыслять мир вокруг через соединение культур и предоставление возможностей для самовыражения». Данную «силу музыки я ощущаю каждый раз, когда создаю новые произведения».
На уточняющий вопрос, каким все же образом ей удается отражать свой внутренний мир через ноты, Х. Зейналова, не задумываясь, говорит, что этому способствуют ее «корни, включающие впитанные с детства культурно-духовные традиции азербайджанского народа». «Азербайджан для меня — не только место моего рождения, — еле сдерживая слезы говорит музыкант, — это, скорее, источник моего вдохновения, внутренних сил и культурная основа всего создаваемого мной». «Я не механически горжусь своими корнями, — продолжает на одном дыхании Х. Зейналова, — ведь благодаря богатейшей природе, истории, духовности и музыкальным традициям Азербайджана я черпаю вдохновение, позволяющее общаться со слушателями разных национальностей и конфессий неповторимой азербайджанской душой, когда через ноты передаю, например, красоту Каспийского моря, силу ветра Хазри и ауру Атешгях».
По словам музыканта, «Великая Победа блистательной Азербайджанской Армии, ведомой Верховным главнокомандующим, президентом страны Ильхамом Алиевым, изгнавшей оккупантов с родной земли и вернувшей к жизни нашу жемчужину – Шушу, позволила мне еще более расширить возможности доведения до мира заложенного во мне». А когда, «благодаря поддержке Государственного комитета Азербайджана по работе с диаспорой мне удалось воочию увидеть красавицу-Шушу и лицезреть флаг своей Родины в Ханкенди, что произошло в рамках моего участия на Первом форуме азербайджанских ученых, проживающих за рубежом, я получила совершенно новый заряд вдохновения». Так что, резюмирует эту часть своей беседы с нами Х. Зейналова, «именно моя непрерывающаяся духовная связь с азербайджанской землей позволяет мне общаться с зарубежными ценителями музыки через создаваемые мною произведения».
Данный заряд «помогает при сочинении музыки чувствовать глубокую связь между собой и окружающим миром, когда все вокруг перестает существовать, и остается только музыка, рождающаяся внутри меня. Я чувствую, как каждое звучание, каждая мелодия становятся выражением моих мыслей, эмоций и переживаний. В эти моменты я нахожу гармонию и внутренний покой, и, вместе с тем, невероятное вдохновение. Сочиняя, я словно создаю новый мир, в котором каждый звук имеет своё место и смысл. Это — процесс, приносящий мне истинное удовлетворение и радость. В основе чего, повторюсь, моя нескончаемая духовная связь с богатейшей землей Азербайджана».
Наверное, данные откровения Хадиджы Зейналовой, которыми, как она призналась, «впервые поделилась вслух», позволяют под новым углом зрения взглянуть на ее вклад в мировое музыкальное искусство. В частности, создание международного ансамбля Bridge of Sound и основание в 2021 года международного музыкального фестиваля Harmony of Sound, который при поддержке Госкомитета по работе с диаспорой в том же году прошел в нескольких городах Германии и был посвящен Победе Азербайджана во Второй Карабахской войне. В 2024 году данный фестиваль состоялся в конце сентября – начале октября в трех немецких городах. Кроме того, в том же октябре музыканты Bridge of Sound под руководством Хадиджы ханум осчастливили жителей Лемго и Детмольда исполнением трех ее произведений: «Ай Дильбяр» (композитор использовала азербайджанские народные песни «Галадан галая», «Мурсал» и «Ай Дильбяр»), знаменитого ансамблевого и сольного шедевра «Ай Лачин» (с применением мугама «Баяты-Шираз» и народной песни «Ай Лачин») и «Аве Мария» — произведение для трёх солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор), органа и ансамбля, в котором композитор, «используя интонации азербайджанской народной музыки и мугама, желала подчеркнуть важность присущего всем представителям азербайджанского народа, вне зависимости от национально-конфессиональной принадлежности и места жительства, мультикультурализма, что может сыграть мощнейшую роль в призыве всего человечества к миру».
На такой приятнейшей для читательского слуха ноте (пусть и не непрямую музыкальной) мы завершаем нашу небольшую зарисовку о прекрасном азербайджанском музыканте, расширившем границы музыкального искусства, Хадидже Зейналовой — доценте Консерватории Детмольда и Падерборнского университета, лауреате престижных стипендий Фонда Фридриха Эберта, Musikfonds, а также наград GEMA и Министерства культуры Германии. Кстати, произведения кавалера медалей «Низами» и «За заслуги в диаспорской деятельности» Хадиджы ханум исполняются не только в Германии, но также в Австрии, Великобритании Швейцарии, Канаде, Италии, США, Греции и многих других странах.
Дальнейших успехов Вам, Хадиджа ханум!