В Ереване торжественно празднуют «день города» — по традиции, его отмечают во вторую субботу и воскресенье октября. Накануне здесь прошёл винный фестиваль, народные гуляния, по Северному проспекту прогулялся мэр армянской столицы Тигран Авинян с семьёй. В Апаране провели соревнования по маунтинбайкингу, и в них даже отметился, правда, вне общего зачёта, премьер-министр Армении Никол Пашинян собственной персоной. С площади Республики в Ереване запустили большие воздушные шары. Ну и, конечно, по очередному кругу озвучиваются штампы насчёт «древнего Эребуни», «Еревана, который старше Рима» и т.д. и т.п.
А что на самом деле? На самом деле клинописной таблички с буквами «р», «б» и «н» для воплей о «древнеармянском Эребуни», будем реалистами, слишком мало. Тем более что нет доказательств, что это именно «Эребуни», а не, скажем, «Арбан» или «Ирбун» (гласные буквы в клинописном письме пропускаются). Для того чтобы с помпой рассуждать о «древности» того или иного города, нужна самая малость — преемственность. Что было на месте нынешнего Иревана во времена Урарту, пусть разбираются историки, но в течение 1200 лет никакого населённого пункта с таким названием на этом месте не было вообще. А в 1510 году шах Исмаил I Сефеви приказал своему визирю Реван-гулу хану возвести на берегу реки Зенги крепость. Первоначально в честь Реван-гулу-хана крепость называли Реван-кала, а со временем оно трансформировалось в Иреван.
Город рос, расширялся, здесь возникали исторические кварталы, сады Далма, был выстроен великолепный ханский дворец, семь мечетей, строились дома мусульманской знати, бани-хаммамы, базары, ремесленные кварталы… И всё это время Иреван оставался мусульманским, точнее, азербайджанским городом.
Армянская история Иревана начинается 1, по новому стилю, 14 октября 1827 года. В этот день русские войска под командованием генерала Паскевича, которому предстояло стать «графом Эриванским», взяли Иреванскую крепость. Это событие отображено на картине Франца Рубо, и здесь можно разглядеть панораму вполне «мусульманского» города с куполами и минаретами, где не просматривается ни одной церкви. Более того, Паскевич в своей свите имел переводчиков с «татарского», как тогда называли азербайджанский язык, но никак не армянского. Позже новый территориальный расклад был закреплён Туркманчайским договором. На его основе и началось переселение этнических армян из Персии и Османской империи на исконно азербайджанские земли Эриванского и Карабахского ханства.
Почему выбор пал именно на Иреван и Карабах, в общем-то понятно. России был нужен управляемый христианский форпост на границе с Османской империей. А ещё — контроль над горным узлом в Карабахе и Зангезуре, с которого было очень легко перерезать торговые пути между Азербайджаном и всё той же Османской империей. Российскую империю заботили свои территориальные аппетиты и извечная мечта о выходе к Босфору и Дарданеллам, где армянам отводилась роль важного инструмента.
Как следует из истории, сколачивать на месте Иреванского ханства «Армянскую область» Николай I начал ещё в 1828 году. Но потом проект вынуждены были закрыть. Ещё в начале XX века Иреван представлял собой азербайджанский город, а «армянской столицей» на Кавказе считался Тифлис.
Столицей Армении Иреван стал уже в 1918 году в результате территориальной уступки властей Азербайджанской Демократической Республики. Но всё же в новообретённом «Ереване» армянская верхушка чувствовала себя не ахти как уверенно. В городе каждый уголок напоминал о его исторических азербайджанских корнях.
И в результате из Еревана планомерно выдавливалось коренное азербайджанское население — взамен сюда привозили этнических армян из-за рубежа, в основном с Ближнего Востока. «Этническая чистка» завершилась уже после начала открытых претензий Армении на Карабах. Одновременно, начиная с двадцатых годов прошлого века, в Ереване продолжается процесс планомерного уничтожения исторической застройки города: разрушены ханский дворец, Иреванская крепость, шесть из семи мечетей, дома, медресе — словом, всё, что хоть как-то напоминает о реальном, не придуманном прошлом Иревана. С лица земли стирали город, который по своей архитектуре и красоте вполне мог соперничать с Самаркандом. Уже сейчас «добивают» сады Далма и квартал Тепебаши. Зато в качестве бутафории выстроен на окраине новодел под названием «древняя крепость Эребуни».
Уже в нынешнем веке в Армении спохватились: у Еревана нет исторического центра и «старого города»! Причём спохватились после того, как в Азербайджане отметили 500-летие основания Иреванской крепости. Ереванские городские власти решили спешно создавать старый город. По плану предполагалось «передвинуть» и собрать в одном районе дома постройки XIX — начала XX века. Найти в «древнем Эребуни» что-нибудь постарше Туркманчайского договора и немусульманское оказалось невозможным. О том, что «старый город» вообще-то складывается исторически, а не собирается по принципу конструктора LEGO, разумеется, подумать забыли.
А теперь — апофеоз. День города в Ереване отмечают во вторую субботу октября. В чёткой хронологической увязке с взятием войсками Паскевича Иреванской крепости. Такое вот нечаянное и красноречивое свидетельство, что армянская история Еревана начинается с его российского завоевания. А ещё — невольное признание, насколько зыбкими были и остаются исторические права Армении на собственную столицу.
Город с стёртой памятью и разрушенным историческим центром сам по себе превращается в улику, в «вещдок преступления», особенно красноречивый на фоне учинённого Арменией урбициду на азербайджанских землях, оккупированных в ходе первой Карабахской войны. Более того, в нынешней ситуации, когда Армения сама отказалась признавать советские границы и инициировала их силовую перекройку, под вопросом вполне могут оказаться и политические права. Иреван, напомним, уступили Армении в обмен на отказ от других территориальных претензий, и это условие Армения не выполнила — ни тогда, в 1918 году, ни сейчас. И да, праздник отшумит, воздушные шары улетят, а неудобные исторические реалии останутся.