Выступление президента Ильхама Алиева на открытии памятника Ашугу Алескеру вновь напомнило о том, что вопрос защиты прав западных азербайджанцев в Баку по-прежнему в приоритетной повестке дня. И на первом месте здесь — право на возвращение.
А вот здесь нужны подробности. Конечно, люди переезжают из одной страны в другую по самым разным причинам. Но азербайджанцы из Гейча магалы и Западного Зангезура — жертвы «этнических чисток». Да, конкретные сценарии и «жёсткость», скажем так, варьировались. В 1918 году здесь устраивали свои кровавые рейды Андраник и Нжде. В 1944 году в Ведибасаре имел место классический вариант сталинской «депортации народов». Плюс ко всему это не были «локальные эксцессы».
Азербайджанцев из Армении изгоняли и «выдавливали» в полном соответствии с политическим заказом. Даже если речь идёт об относительно «мягких» событиях уже после Второй мировой войны, когда азербайджанцев из Армении планомерно «выдавливали», освобождая «жизненное пространство» для этнических армян из-за рубежа — сценарий Туркманчайского договора с переселением армян на азербайджанские земли повторял уже СССР, цинично назвав эту кампанию «репатриацией» армян. Причём «репатриировали» не только в Армению — армяне из-за рубежа, в основном с Ближнего Востока, перебирались и в Карабах, и в Баку. Тот самый Баку, который ещё в 1918 году дашнаки в союзе с большевиками мечтали «прицепить» к Армении. И при всех волнах людей насильственно изгоняли из родных домов. А в таком случае право на возвращение уже имеет совсем другой вес.
Более того, право на возвращение — это только первый пункт. Есть ещё вопрос имущества, оставленного азербайджанцами в Армении. А это и земельные наделы, и дома, и квартиры, и многое другое. За это теперь вполне логично требовать компенсации.
Шансов же «запараллелить» вопрос Западного Азербайджана с «армянскими беженцами из Арцаха» у Еревана попросту нет. Да, на уровне устных заявлений или мышиной возни лоббистов что-то такое, возможно, и получится протащить. Но когда дело дойдёт до серьёзных решений — увы и ах. Азербайджанцев в Армении никто не спрашивал, где они хотят жить — на землях своих предков, оказавшихся частью Армении, или в Азербайджане. Азербайджанцам в Армении никто не гарантировал на самом высоком уровне безопасности и соблюдения гражданских и политических прав, никто не предоставлял возможности выбора, как это делал Азербайджан в случае с карабахскими армянами после 30 лет конфликта и оккупации. Никто не организовывал медицинскую помощь, никто не предлагал на границе воду и сладости. Людей просто вышвыривали из своих домов, дав на сборы в лучшем случае несколько часов. Уходить приходилось в прямом смысле слова босиком через заснеженные перевалы. Если называть вещи своими именами, это было преступление против человечности. За которое никто не понёс ответственности, не осудил и не дал политической оценки.
Виновные в этнических чистках азербайджанцев в современной Армении живы, здравствуют и занимают не последние места в местной политической иерархии. За то, что творилось на территории Армении в конце восьмидесятых, отвечают уже лидеры «карабахского движения» в самой Армении. В начале девяностых именно они занимали в Армении руководящие посты. А это та самая политическая тусовка, из которой вышел и Никол Пашинян.
И вот это обстоятельство, похоже, всерьёз пугает Ереван. Здесь прекрасно понимают, что Азербайджан владеет «тактикой асфальтового катка» и в военной сфере, и в дипломатии, что Баку уже подготовил однажды дипломатическую почву для решения «карабахского вопроса» военным путём, и очень велики шансы, что «продавит» и вопрос западных азербайджанцев. А это вполне может подразумевать не только «право на возвращение на бумаге», которое, как и резолюции Совета Безопасности ООН, Армения будет игнорировать. Более того, такое возвращение нередко подразумевает и серьёзные гарантии безопасности.
Особенно если за дело берётся не аморфная Минская группа, а такая страна, как Азербайджан, да ещё в союзе с Турцией. Словом, то, что Армения пыталась выторговать и «продавить» в Карабахе, вполне может развернуться в Западном Зангезуре и на побережье озера Гейча. Просто потому, что история ничего не забывает.