Никол Пашинян объявил войну армянской церкви. Премьер-министр пообещал навести порядок с финансовыми потоками и налогами от армянской церкви. И даже назвал, точнее, обозвал иерархов агентами влияния. «У армянского народа был опыт, когда духовенство шло в Кесарию и было помазано, а придя в Армению, священники становились агентами влияния. Кажется, у них с тех пор ничего не изменилось», — отметил он в своем выступлении в парламенте. Он даже сам себе определил «дедлайн»– решить вопрос Пашинян планирует за 2-3 месяца.
Понятно, что правительство Армении должно было ответить на ситуацию, когда церковники, по сути дела, встали во главе протестов. Удастся ли Пашиняну навести порядок в деле финансирования армянской церкви – вопрос сложный. Да простят нас верующие, армянская церковь – это те ещё финансовые «авгиевы конюшни». Сегодня туристам в Эчмиадзине с гордостью показывают огромный золотой крест, золото для которого ввезли в Армению… контрабандным путем. По данным ещё советского КГБ, Эчмиадзин при помощи своих прихожан из-за рубежа уже в шестидесятые годы превратился в один из ведущих центров контрабанды и спекуляции импортным ширпотребом. Сегодня в зарубежных приходах армянской церкви разгораются громкие скандалы: настоятель армянской церкви во французской Ницце оказался связан с «русской мафией» и чеченским криминалом, настоятель армянской церкви в Страсбурге был обвинён в финансовых махинациях…
Навести порядок в финансовых делах церкви – задача благородная и давно назревшая. Но одними проверками каналов финансирования тут, похоже, не обойтись. Не хотим вмешиваться во внутренние дела Армении, тем более в таком деликатном вопросе, как взаимоотношения церкви и государства, но армянская монофизитская церковь – это просто кузница мегафейков.
Начнём, что называется, «с вешалки», то есть с названия. Армянская «национальная» церковь все время именовалась армяно-григорианской. А теперь внезапно стала «армянской апостольской церковью».
Но позвольте, апостольскими издавна называют ранние христианские церкви, основанные апостолами -учениками Иисуса Христа и учениками апостолов, которые лично общались с ними и были их ближайшими соратниками. Эти апостольские церкви были созданы в I веке нашей эры. К ним относятся Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Албанская апостольская церковь, Грузинская православная церковь. Армянской церкви в этом списке нет! И быть не может, поскольку она была основана в первой трети IV века Григорием Парфянином, который, понятное дело, не входил в число ни двенадцати учеников Христа, ни 70 учеников этих апостолов. Апостолы и их ученики жили и проповедовали в лучшем случае до начала II века. Так как же армянская церковь была объявлена «Апостольской»? Можно вспомнить, как после завоевания Россией азербайджанских ханств, расположенных севернее реки Араз, где действовала Албанская Апостольская церковь, в нарушение всех канонов указом царского правительства управление Албанской Апостольской церковью было передано армянской церкви. Однако так можно передать земли, монастыри, приходы, но никак не статус Апостольской!
Легенду, на основе которой армянская церковь стала «апостольской», в конце XIX века сочинили мхитаристы. И они же изложили её в издании «Истории Моисея Хоренского». Согласно ей, родители Григория Парфянина во время бегства из Сасанидской империи остановились в поле близ могилы апостола Фаддея, где и произошло зачатие Григория Парфянина, который таким образом принял благодать от апостола Фаддея…
Интересно, откуда мхитаристы могли знать, чем занимались родители Григория на могиле апостола Фаддея, и откуда так точно знали, что зачатие произошло именно тогда, а не днём ранее или позже. Но даже если все было именно так, статус «Апостольская» для армянской монофизитской церкви это легенда никак не обосновывает! А кроме неё, больше ничего и нет. Более того, есть полное отрицание этой, с позволения сказать, «теории» со стороны корифея армянской исторической науки Николая Адонца. И многие другие армянские учёные не называли свою монофизитскую церковь «Апостольской». Например, известный представитель армянской советской историографии Ваган Байбуртян в своих исследованиях не употребляет термин «армянская апостольская церковь», а использует термин «армяно-григорианская церковь». Другой армяновед, Казар Айвазян, также подчеркивал, что эта монофизитская церковь называлась «армяно-григорианской церковью». Подобным образом называл ее и представитель постсоветской армянской историографии Вячеслав Вартанян. Наконец, об армянах григорианской церкви писала «Советская историческая энциклопедия», изданная в 1961 году. В главную редакцию этой энциклопедии были включены известные советские ученые – академики Струве, Тихомиров, а также Абгар Иоаннисян, делавшие в своих сочинениях акцент на «армянский вопрос». Так, на 750-й странице энциклопедии указано, что распространение новой религии в Армении было связано с именем Григория Парфянина. По его имени армянская церковь получила название григорианской.
Или вспомним историю одной из главных святынь Эчмиадзина. Нет, мы не пытаемся оценить подлинность «Копья Судьбы», которое хранится в армянском церковном центре, и воздержимся от вопросов, похожа ли вообще эчмиадзинская святыня на боевое копье. Здесь хранится кусок дерева, как утверждается, ни много ни мало являющийся осколком Ноева ковчега! Ноев ковчег, как любят рассказывать в Армении, пристал к горе Арарат.
Но вот в чем дело. Во-первых, это реликвия никогда не проходила экспертизу и Радиоуглеродный анализ, который позволяет с высокой степенью точности определить возраст дерева. Любые сомнения в подлинности своей реликвии армянская церковь считает невиданным святотатством. А во-вторых, и, возможно, это главное, библейский Арарат не имеет ни малейшего отношения к той горе, которую сегодня называют Араратом в Армении. Как полагают многие учёные, в том числе нынешний директор Эрмитажа Борис Пиотровский, сын Рипсиме Джанполадян, с иронией отмечает: библейский Арарат находится вовсе не там, где его принято искать и находить. Во-первых, в Библии упоминается не Арарат, а Сарарад. А во-вторых, находится эта вершина в Кордианских горах, вблизи нынешней границы Сирии и Турции. Миф о всемирном потопе, уверены учёные, не мог родиться за пределами Месопотамии. Об этом писал в своих трудах известный советский историк Анатолий Новосельцев.
Но это не мешает оборотистым армянским деятелям изображать на своем гербе находящуюся в Турции гору и Ноев ковчег, демонстрировать двойную вершину Агрыдага заезжим гостям, уверяя, будто бы это и есть та самая библейская гора, к которой пристал Ноев ковчег, наконец, давать аналогичные названия газетам, YouTube-каналам и т.д.
Цель, с которой фабриковались и «запускались» эти фейки, тоже понятна. Эти фейки самым непосредственным образом связаны с территориальными претензиями к Турции. И со стремлением заручиться поддержкой «всего христианского мира». В самом деле, есть разница – просто требовать шесть вилайетов Османской империи для армян или «освобождать библейский Арарат». Просто помогать армянской церкви или объявить её «Апостольской» для пущего престижа. Ну а когда «колыбелью христианства» некоторые резвые армянские лоббисты были готовы объявить Карабах – тут уже удивляться не приходилось.
И, конечно, очень бы хотелось, чтобы с этими мифами Армении тоже разобрались. Но это выбор армянского народа. Мы ничего навязывать не будем. Только посоветуем не верить фейкометам на слово.
Фуад Ахундов, политолог