На сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета была представлена опера Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро», вызвавшая огромный восторг у бакинской публики.
Любимец женской половины бакинской публики — народный артист Беларуси, ведущий солист Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Владимир Громов прекрасно смотрелся в роли графа Альмавивы, не отставал от него и солист Мариинского театра оперы и балета Магеррам Гусейнов, сыгравший Фигаро.
Отметим, что в спектакле приняли участие заслуженные артисты Азербайджана: Фарида Мамедова исполнила партию Графини, Инара Бабаева сыграла Сюзанну, Ильхам Назаров — Керубино, Турал Агасиев – Базилио народные артисты Азербайджана: Али Аскеров — Антонио, Акрам Поладов — Бартоло, солистки Нина Макарова – Марцелина и Зумруд Давудова — Барбарина.
Дирижировал оркестром заслуженный артист Азербайджана, лауреат международных конкурсов дирижеров и Национальной премии «Хумай» Эйюб Гулиев, который сорвал шквал аплодисментов за виртуозное управление.
Стоит отметить немаловажную деталь, остающуюся загадкой для психологов: играющие музыку Моцарта музыканты чувствуют невероятный подъем сил и играют с еще большим энтузиазмом. И если моцартовский «Дон Жуан» признается величайшей из опер, то «Свадьба Фигаро» — это самая любимая опера музыкантов. Она вызывает восторг у миллионов слушателей, причем часто тех, которые отнюдь не сходят с ума по «Фаусту», «Аиде» или «Богеме», но от «Свадьбы Фигаро» просто теряют голову. Кто же, в самом деле, останется равнодушен к веселому хулигану Керубино, находчивой очаровательной Сюзанне? Кого не захватит образ элегантного Фигаро и вальяжного ловеласа графа Альмавивы?
Оперы Моцарта, в отличие от его сонат и концертов, считаются довольно сложными для голосового воспроизведения, и далеко не каждый артист может справиться с причудливыми и сложными фиоритурами. У педагогов вокала даже есть поговорка: блистательно исполняющий Верди обязательно «проколется» на Моцарте. И это — правда, потому что именно Моцарт является тем самым композитором, который всех солистов мира, иногда даже самых признанных, просто застает врасплох. В этом – сила гения великого композитора всех времен и народов, ибо то, что, казалось бы, звучит просто, на самом деле очень сложно.
Зрители Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета увидели на сцене самое настоящее чудо, о котором мы и расскажем.
Создавалось впечатление, что артисты, представшие перед публикой, на самом деле жили в той самой эпохе, которую отразил в своей блистательной опере-буф Вольфганг Амадей Моцарт, подчерпнувший сюжет из запрещенной в Европе комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Либретто к опере было написано экстравагантным поэтом моцартовской эпохи Лоренцо да Понте.
Пьеса Бомарше считалась политически вредной, ибо в ней простолюдины обманывали представителей высшего общества, а это было недопустимо. Но Моцарт сумел отстоять главную парадигму сюжета – любовь! И любовь эта, облаченная в коварство, юмор и нежность, пропитала сердце каждого, кто в тот памятный вечер пришел в театр насладиться волшебной музыкой Моцарта. Особенно ярким был финал VI акта, когда в зале, согласно цитате британского драматурга Питера Шеффера, «звучит голос самого Господа Бога, призывая всех к великой силе всепрощения». И способен на подобное был только Вольфганг Амадей Моцарт, бессменно остающийся самым актуальным и самым блистательным композитором всех времен и народов.
Отметим, что «Свадьба Фигаро» на сцене театра оперы и балета уже ставилась 28 сентября 2014 года в рамках 6-го Международного музыкального фестиваля музыки имени Узеира Гаджибейли. Но постановка, о которой идет речь сегодня, была намного лучше предыдущей, гораздо более яркой и насыщенной и настолько понравилась бакинскому зрителю, что артистов долго не отпускали со сцены. И не смотря на то, что все артисты были просто великолепны, воображение зрителей особенно поразили невеста Фигаро — Сюзанна (заслуженная артистка Азербайджана Инара Бабаева), находчивая маленькая служанка, умело плетущая интриги в хозяйском доме, и веселый хулиган Керубино (заслуженный артист Азербайджана Ильхам Назаров) – романтик и балагур.
Закулисный диалог с Керубино
Я смогла встретиться с Ильхамом Назаровым через пару дней после спектакля, и мы смогли поговорить по душам. Правда недолго, потому что напряженный график артиста не позволяет вести долгие разговоры – даже с журналистами.
— Серьезный Ильхам и вдруг – образ гуляки-максималиста! Вы блестяще справились с ролью, мы получили огромное удовольствие. А потому интересно: по сути роль Керубино комическая. Каково это – перевоплотиться почти на три часа в образ повесы с пламенным сердцем?
— Так ведь образ Керубино Моцарт писал с себя, — говорит Ильхам Назаров.
– Веселый выдумщик, бесшабашный романтик, безудержно влюбляющийся во всех дам подряд. Кроме того, партии Керубино Моцарт писал не для контртенора, а для меццо-сопрано. И тем не менее, я исполняю Керубино уже в шестой раз. Вообще было потрясающе петь под управлением Эйюба Гулиева, отлично владевшего оркестром. Мне всегда очень приятно, что у нас есть грамотные музыканты и я искренне благодарен Министерству культуры и директору театра Акифу Турановичу Меликову, что снова могу петь на сцене оперного театра. А теперь вернусь к постановке «Свадьба Фигаро». У нас была прекрасная команда, она была более сплоченная, чем в день премьеры, и мы все сделали большую работу. Вы обратили внимание, что зрители не хотели нас отпускать? Кстати, под грохот аплодисментов зрителей вдребезги разлетелось невесть откуда-то взявшееся мнение о том, что Моцарта не любят в Азербайджане. Моцарта у нас просто обожают!
— Я слышала, что у нас в городе скоро произойдет нечто очень интересное! Порадуете нас анонсом?
— Конечно! 23 апреля в рамках Международного музыкального фестиваля «Дни барочной музыки в Азербайджане» («Baroque Days» İnternational Music Festival) на сцене театра оперы и балета состоится премьера оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и это будет просто потрясающий спектакль. И дело не только в бессмертной музыке и сюжете. Это будет опера-балет, и именно она даст старт Международному Фестивалю. Хореограф постановки – народная артистка Камилла Гусейнова.
— Из Украины приглашена солистка Анастасия Поважня, которая сейчас работает в Берлине, и она впервые будет петь Эвридику. Роль Амура исполнит заслуженная артистка Азербайджана Инара Бабаева, моя коллега по опере «Свадьба Фигаро». Задумка по сценарию просто невероятна: помимо самих главных исполнителей – Орфея, Эвридики и Амура – на цене будут еще и вторые образы этих персонажей, то есть, их души. Отмечу, что такая постановка этой оперы будет первой в мире. Впервые, представляете? И мы с нетерпением ждем 23 апреля, чтобы наши зрители увидели эту красоту.
Далее, в рамках Фестиваля в Баку прибудет грузинский симфонический оркестр. Третий концерт в рамках Фестиваля состоится в Кирхе, где будут участвовать и наши исполнители, и турецкие артисты. Кстати, я впервые буду выступать в качестве автора идеи и художественного руководителя Фестиваля. И все это благодаря Министерству культуры, которое помогает молодым артистам осуществлять свои мечты, открывает им дорогу в огромный удивительный мир. Кроме того, в Баку приедет Винченцо да Виво, работавший худруком и в Сан-Карло, и в Римском оперном театре, в Ла-Скала, кроме того он — директор в академии D Arte Lirico Osimo, в которой я учился и которую закончил. Маэстро Винченцо так же являлся членом жюри Магомаевского конкурса в Москве и всегда присутствовал в составе жюри самых потрясающих мировых конкурсов. 25 апреля состоится его мастер-класс в музыкальной академии имени У. Гаджибейли.
Кроме того, через пару месяцев на сцене театра оперы и балета зрители смогут увидеть оперу «Интизар», написанную азербайджанским композитором, председателем Союза композиторов Азербайджана (СКА), народной артисткой Фирангиз Ализаде. Эту оперу мы впервые ставим после 44-дневной войны, и посвящена она будет нашей славной победе. Так что любимым зрителям есть, на что посмотреть и что послушать.
Беседовала Яна Мадатова