Что ни говори, умеет армянская мысль удивлять аудиторию. Когда знакомишься с информацией, как в районах Ширакской области высота снега достигла шести метров, невольно признаешь, что мир полон «чудес». Но когда слышишь бред псевдоученого, который с трибуны парламента «ставит под сомнение право на существование другого государства», невольно понимаешь, что мир еще и полон идиотизма.
В переводе с медицинского на популярный идиотизм отображает классическое тупоумие, и в справочниках на латыни обозначается термином imbecillitas.
Подверженные этому синдрому наравне с признаками умственной слабости испытывают страсть к «открытиям», чем и пытаются заставить других считаться с собственными взглядами. Однако завкафедрой Ереванского госуниверситета Вардан Восканян, выступая перед народными избранниками, решил удивить революционной теорией, открыв окно Овертона.
Для начала надо бы вспомнить, что не всякий, кто имеет представления о теориях и законах, умеет пользоваться багажом по назначению. Те, кому это не дано, или бесталанны, или же занимаются шулерством, поднимая бурю в стакане.
Окно Овертона, в которое вроде шагнул Восканян, представляет собой модель, согласно которой идеи и подходы со временем меняются. В ее основе лежит утверждение, будто представители правящих элит ссылаются на общепринятые идеи и нормы, боясь выходить за установленные рамки.
Автор концепции американский ученый-юрист Джозеф Овертон считал, что остающиеся в рамках норм политики избегают перехода за пределы общепринятого, дабы не потерять доверие общества и избирателей.
Но «ученый» Восканян, кстати, иранист, смел и бесстрашен, потому решительно раздвигает границы маневра, чтобы поставить мат Азербайджану. Согласно его «открытию», до сих пор с трибуны армянского парламента было озвучено множество вопросов, кроме одного – «имеет ли Азербайджан право на существование?»
Он считает, что сама постановка вопроса «может ли Карабах находиться в составе Азербайджана или нет», уже подтверждает право Азербайджана на существование.
Идя от обратного, «ученый» перешагивает за окно Овертона, а в реалии — за пределы разума, чтобы вынести приговор Азербайджану и объявить его вне закона.
Умственные кульбиты оратора не только удивляют, но и забавляют. Итак, внимание, говорит Вардан Восканян:
«Мы должны ставить под вопрос право Азербайджана на существование… Азербайджан, как государство, создавалось вокруг двух осей – антииранской и антиармянской… Территория в плане идентичности откололась от иранского мира, чтобы иметь идентичность, она должна противопоставляться своей прежней идентичности. Антиармянская ось же обусловлена тем, что в этом регионе они делят территорию с Арменией. Для того, чтобы идентичность Азербайджана кристаллизовалась, им нужна антиидентичность, которой, к сожалению, являемся мы».
Сказать, что очень заумно и неясно, ничего не сказать. Наукой тут точно не пахнет, но клиникой гарантированно.
Безусловно, комментировать околесицу дело не только не благодарное, но и напрасное. Но обратить внимание на озвученный бред, выдаваемый за открытие, необходимо, чтобы еще раз напомнить аудитории о чудовищном эксперименте армян, превративших настоящую науку в помойную яму.
То, что творит с исторической наукой армянская братия, уму непостижимо. Манипулировать ею и превращать в орудие для достижения чудовищных целей, могут только самые «древние, умные и цивилизованные».
Наиболее точным же олицетворением тому – картина маслом в исполнении хайской военщины, представшая перед взором сообщества на де-оккупированных азербайджанских землях. Никакие комментарии не нужны, выжженная земля Карабаха сама говорит за себя.
Невзирая на очевидные вещи, «ученый» предостерегает армянское общество от страшного поворота событий. «Есть ли у нас смелость сказать нашему обществу, что в случае ни одной уступки Азербайджан не согласится с дальнейшим существованием Армении?.. Баку прямо заявляет об этом, отмечая, что, если Армения попытается восстановить свой потенциал в сфере безопасности, то они нанесут очередной удар по ней».
Или Восканян отрешен от новых реалий, или же воспринимает аудиторию за стадо баранов. Иранист грязно блефует, словно ему ничего неизвестно о предложениях Баку подключить поверженного агрессора к интеграционным проектам, предварительно заключив мирное соглашение.
Во избежание новых рисков он предлагает решить проблему разом и покончить с существованием соседа. Поразительно, как взрослый человек, занимающий не последнюю позицию в научной иерархии, выдает нонсенс за оригинальную идею, не боясь быть уличенным в антинаучной практике и вообще в авантюризме.
«Это государство со своим антиармянским, варварским, армянофобским характером не может иметь права на существование. И мы должны в общественной плоскости сделать этот вопрос предметом для обсуждения», – заключает «ученый».
Но ему ли не знать об истории рождения его страны, которая по милости варваров-мракобесов сделали все, чтобы Армения выглядела раковой опухолью на теле Кавказа?!
В самый раз совершить кратенький экскурс в начало девятнадцатого столетия, откуда есть пошла. К вниманию «ученого» Вардана Восканяна и всех его единомышленников:
XV статья российско-персидского «Туркманчайского договора» (10 февраля 1828 г.): «Его высочество Шах дарует всеобщее прощение всему населению области, называемой Азербайджан. Кроме того, начиная с этого дня, в течение одного года они имеют право вместе со своей семьёй переходить из Ирана в Россию без каких-либо препятствий со стороны местных начальников и чиновников, а также продавать движимый товар, не облагаясь никакими таможенными пошлинами и налогами».
Для организации переселения армян в Нахичевани и Эривани был создан комитет по переселению. Переселенцам были определены льготы: в течение 6 лет они освобождались от налогов и воинской повинности, им выплатили пособия за счёт контрибуции, полученной от Ирана.
В 1911 году Н.И. Шавров писал: «Из живущих в настоящее время в Закавказье 1 миллиона 300 тысяч армян свыше одного миллиона не является коренным населением, а переселено нами».
При переселении армян в Закавказье особое внимание обращали на то, где именно их размещать. А.С. Грибоедов писал: «Из районов, захваченных русской армией — Тавриза, Хоя, Салмаза, Мараги, всех армян нужно поселить в Нахичевани, Эриване и Карабахской области». Эта рекомендация Грибоедова была выполнена.
Шавров позже писал: «Армяне размещались, в основном, на благодатных землях Елизаветполя (Гянджи) и Эриванской губернии, где их было ничтожно мало. Нагорная часть Елизаветпольской губернии (Нагорный Карабах) и берега озера Гёйча были заселены этими армянами».
Наконец, еще одна историческая ремарка для тех, кто руководствуется не настоящей, а армянской наукой: «21 ноября 1827 года приглашенный из Петербурга для осуществления руководства переселением армян и находящийся в Тебризе адъютант генерала Ивана Паскевича — Егизар Лазарян, обращаясь к собранию глав армянских общин Персии (Ирана), сказал: «У меня хорошая весть – мы нашли для вас новую родину, отныне вы будете жить на Кавказе».
Наука убедительна и сильна наличием доказательной базы. Но для армянской «науки» этот закон не писан, потому эквилибристы наподобие Вардана Восканяна не устают жонглировать околесицей, дабы завлечь в сети инсинуаций новобранцев-неучей.
Он в своем откровении шагнул лоно абсурда, призвав парламент и общество бросить вызов стране, которая подавила армянский фашизм, принудив его к миру. Но, видать, таким глупым смельчакам, как Восканян, азербайджанских уроков оказалось недостаточно.
Внешне смахивающий на атлета из боев без правил «ученый», конечно же, выделился, но только не интеллектом, а слабоумием, обнажив в полной проекции классический идиотизм.
Уж лучше бы открыл окно в мир исторического разума. Видать, с серым веществом не густо, вот и понадобилось окно Овертона.
Тофик Аббасов, автор Minval.az