Происходящие в эти дни события на Корсике ярко обнажают царящие как в самой Франции, так и на всем Западе двойные стандарты. Здесь традиционно любят видеть в одном случае самоопределение несуществующего «арцахского народа», а в другом — корсиканский «сепаратизм», направленный против территориальной целостности Франции. В одном случае — это «геноцид армян» в Османской империи, а в другом — «легитимное» подавление французской колониальной армией «алжирского мятежа»; в одном случае — это «репрессии авторитарного режима» против правозащитников, в другом — законные действия полиции по разгону «хулиганствующих» желтых жилетов; в одном случае — это террористический ИГ(Исламское Государство), а в другом — «доблестные» и «отважные» силы YPG.
Этот постыдный ряд можно продолжить. Благо, примеров много. И каждый раз получается, что то, что в одном случае хорошо, в другом — плохо, и всё зависит от того, с какой стороны баррикад стоит твоя страна.
На двойные стандарты Запада мы обращали внимание все тридцать лет оккупации Арменией азербайджанского Карабаха. Некоторые страны, сами имеющие на своих территориях очаги сепаратизма такие как Испания, Великобритания, Румыния и другие, с пониманием относились к чаяниям азербайджанского народа. Но были также страны, которые, несмотря на имеющиеся у них самих метастазы сепаратизма, готовы были даже закрыть на них глаза, лишь бы ублажить своих избирателей армянского происхождения, не понимая, что сами могут столкнуться с этой бедой.
И вот прозвенел звоночек для самой Франции.
В феврале 1998 года некий корсиканец Иван Колонна, борющийся за права корсиканского народа, совершил нападение на префекта острова Клода Эриньяка, за что был осужден на длительный тюремный срок, да еще и получил на всю жизнь клеймо «террориста». Чем, собственно, он отличался от того же Роберта Кочаряна или сегодняшнего Араика Арутюняна, ни один французский политик внятно не объяснит. Корсиканский сепаратизм — это «плохо», а вот миацум — это, разумеется, «хорошо». Ну, да ладно.
Недели две назад на отбывающего в материковой Франции наказание (назвать ли нам теперь его «томящимся в застенках репрессивного французского режима пламенного борца за свободу корсиканского народа»?) Ивана Колонну было совершенно нападение, в результате чего «узник замка Ив» впал в кому. Новость вызвала на свободолюбивом острове двухнедельные массовые волнения. И это не случайно, ведь для корсиканцев образ Колонны является символом героизма и борьбы за независимость, с чем, разумеется, не согласны французские политики, для которых Иван Колонна и Абдулла Оджалан — это герои противоположных историй. Один — «террорист», другой — «герой».
Забегая вперед, скажем, что задержи сегодня Баку Араика Арутюняна или Давида Бабаяна, больше всех в их защиту, естественно, выступят те же Валери Пакрес, ее тезка по фамилии Буайе, Эрик Земмур и многие другие французы, скупящиеся замолвить словечко за освобождение борца за самоопределение корсиканского народа Ивана Колонну. Ладно, Бог с ними.
В общем, протестующие жители острова сочли, что за нападением на их лидера стоят власти, и именно государство, несущее ответственность за безопасность Колонны, не обеспечило ее. Они потребовали, чтобы узник, как и остальные корсиканские политзаключенные, был переведен из континентальной Франции на родной остров.
По всем законам жанра французская полиция жестоко разгоняла протестующих, пострадали около 70 человек, но из уст французских политиков и правозащитников, частенько склоняющих в негативных тонах слово «Азербайджан», мы так и не услышали осуждения действий страж порядка.
Протесты приняли такой размах, что французские власти вчера впервые допустили начало обсуждения требований островитян, среди которых — предоставление им некоей степени автономии. Но делают они это с такой неохотой, что так и хочется у них спросить: что же вы, господа французы, не решив проблем у себя в стране, поучали других и громче всех требовали от Азербайджана статуса для бывшего и сошедшего в Лету нагорно-карабахского региона, даже не зная сути конфликта?
И это при том, что корсиканцы не изгоняли проживающих на острове французов, не оккупировали провинции в материковой части Франции, не ровняли города и сёла с землей, не уничтожали исторические памятники, не оскверняли культовые объекты и не минировали огромные территории государства.
В каком же месте Азербайджан перешел вам дорогу, и чем он «заслужил» ваше особое отношение? Тем, что азербайджанцы придерживаются другой религии? Или тем, что они близки к туркам, которых вы ненавидите уже много веков и не можете простить им нанесенного вам поражения в освободительной войне турецкого народа, отправившей в мусорную урну Севрский договор?
Почему, требуя от Баку прав для армянского населения Карабаха (и это при том, что требовать следовало бы прав для азербайджанского населения, которое всё еще не может вернуться в свои дома в Ходжалы, Ханкенди и т д.), до сих пор не выполнены требования островитян, желающих всего лишь равного использования корсиканского и французского языков? Это еще при том, что корсиканцы даже не требуют полной независимости от Франции, от которой они зависят финансово, а хотят лишь расширения их законных прав. Но даже в этом Париж им отказывает. Как после этого нога всяких пакрес и буайе может ходить по карабахской земле, где не осталось ни одного азербайджанца?
Принимая резолюцию, призывающую правительство Франции признать независимость «арцаха», Сенат страны отказывает своим же гражданам даже в культурной автономии. Даже о сепаратизме здесь говорить не приходится, так как никто не требует отделения (то есть, сепарации).
Поведение Парижа является примером двойных стандартов, применяемых Францией, чьи политические элиты, игнорируя мирные требования корсиканцев по автономии, одновременно поддерживают агрессивный армянский сепаратизм, оккупацию и этнические чистки. Заигравшись с поддержкой сепаратистов за рубежом, Париж забыл о проблемах с собственными гражданами, относящимися к нетитульному французскому этносу. И это теперь ему отзывается.
То ли еще будет.
Зухраб Дадашов