Азербайджан в ожидании миссии ЮНЕСКО. Прежде всего это ожидание равноправного диалога в надежде на то, что факты, основанные на истине, пересилят устоявшиеся предубеждения. По логике, миссия априори должна следовать уставным требованиям ЮНЕСКО, основанным на принципах человеческого достоинства, взаимопонимания и солидарности. Но по определенным действиям представителей этой авторитетной организации угадывается тенденция манифестировать установки армянской стороны. Не далее как 16 февраля сотрудник пресс-службы ЮНЕСКО Томас Маллард, отвечая на провокационный вопрос армянского журналиста о якобы уничтожении Азербайджаном армянских памятников в Карабахе, пошел на поводу и заявил, что «историко-культурное наследие не должно становиться инструментом для политических целей». Без преувеличения это можно расценить как косвенное согласие с лживыми обвинениями армянской стороны.
В целом на протяжении многих лет в оценочных действиях международных структур, в том числе ЮНЕСКО, прослеживается склонность к определенной жестко детерминированной идеологии христианской приоритетности и к историко-этническим предпочтениям Армении.
Так, в 2017 году данное специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры осталось равнодушным к призывам МИД Азербайджана воспрепятствовать нарушению норм и принципов международного права зарубежными учеными, которые незаконно вели археологические раскопки в Азыхской пещере, на тот момент находившейся на оккупированных Арменией азербайджанских территориях. В ЮНЕСКО просто проигнорировали столь вопиющий факт, позабыв об установках Гаагской Конвенции 1954 года касательно защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Между тем сразу по окончании 44 дневной Отечественной войны Азербайджана, 20 ноября 2020 г., в ЮНЕСКО молниеносно вспомнили о названной Конвенции и распространили пресс-релиз о необходимости незамедлительной экспертной миссии на местах для предварительной инвентаризации наиболее значимых культурных ценностей .Спешные инициативы организации были катализированы призывами и обращениями Армянской церкви о якобы разрушении армянских религиозных памятников на освобожденных от армянской оккупации территориях Карабаха.
Как видим, у нас есть основания полагать, что взгляд представителей ЮНЕСКО на ландшафт событий в Карабахе и освобожденных районах вполне может быть обусловлен проармянскими стереотипами. При таком раскладе не исключено, что члены миссии будут настроены увидеть то, что внушили им политиканы-армянофилы.
Но есть факты, которые сразу разрушают самую закрученную интригу армянской лжи. И эти факты сильны резервом своей достоверности!
Начнем с того, что Карабах никак не может быть территорией армянских христианских памятников. В 8-ом веке по наущению киликийского католикоса Илии арабский халиф Абдул Малик отдал древнейшую Албанскую Апостольскую церковь на заклание киликийского католикоса Армянской церкви. В тот период армянской общины в Карабахе не было, но это не помешало армянским духовникам уничтожить библиотеку албанского католикоса Нерсеса Бакура и начать архитектурные фальсификации, стесывать албанские кресты и заменять их армянскими. Так началась ПОЛЗУЧАЯ АННЕКСИЯ памятников албанского духовенства.
Председатель Албано-Удинской Христианской Общины Азербайджана Р. Мобили неоднократно заявлял с высоких трибун международных научных конференций о теологических и геолого-петроглифических факторах, указывающих на армянскую интервенцию. Полный список албанских католикосов с 435 г., различия в христианской символике между Албанской и Армянской церквями доказывают безосновательность армянских претензий.
О геологических фальсификациях свидетельствуют строительные материалы. Общеизвестно, что в 1828 г, после подписания Туркманчайского мирного договора, началось массовое переселение армян на Кавказ, а в 1836 г. рескриптом Николая I полностью упразднена Албанская Апостольская Церковь. Так была уничтожена мать церквей — колыбель христианства на Кавказе. Сразу после этих печальных событий Армянская григорианская церковь приступила уже к АГРЕССИВНОЙ АННЕКСИИ албанских храмов. В стены и входную часть исконно албанских церквей были вмонтированы каменные плиты из тонко-кристаллического плотного известняка с армянской инвентаризационной надписью. Внимание! Этот материал добывался из месторождений Карабаха! Между тем строительным материалом всех ранее построенных албанских культовых сооружений этого региона, в том числе Кишской церкви и других исторических памятников левобережья Куры, был четвертичный травертин, добывавшийся из уникального Ниджского месторождения, не имеющего аналога на Кавказе. Таким образом, эксперты ЮНЕСКО при желании и объективном подходе к делу смогут легко определить, что армянские надписи в храмах Карабаха восходят отнюдь не к древним временем или Средневековью, а к 1828 -1836 гг.
Историческая документалистика российских источников, среди которых важное место занимают «Акты, собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею» АКАК, доказывает, что Армянская церковь не имела никакого отношения к монофизитам-албанам К сожалению, силой самодержавия удалось раздвинуть границы армянского прозелитизма, подчинить, а затем ловко арменизировать духовное наследие Кавказской Албании и паству Албанской церкви.
Во втором томе АКАК развенчиваются попытки армянских священников доказать русским властям, что албаны якобы произошли от армян, будто Албания является частью обширных территорий «древней Армении». В опровержение этого вымысла русские исследователи приводят разные авторитетные источники, в том числе ссылаясь на доводы видного французского ориенталиста-кавказоведа XIX века Антуана Жана де Сен-Мартена: «Родство съ армянами агованцевъ, по его же мнѣнию, положительно не можетъ быть принято, край этотъ населенъ былъ множествомъ племенъ, при Страбоне говорившихъ на 27 различныхъ языкахъ;<…> въ половине X в Агования представляла арабскому географу Ибн Гаукалю «большое множество разнородныхъ языковъ». Общеизвестно, что АГВАНСКИЙ означает АЛБАНСКИЙ, но никак НЕ АРМЯНСКИЙ.
В 5-ом томе Актов находим сведения о Гандзасарском соборе, в котором оставил надпись великий князь Кавказской Албании Гасан Джалал о том, что построил этот собор для своего агванского народа: «Внутренность этого портика служила усыпальнею техъ агованскихъ католикосовъ, которыми послѣ истребления удскаго г Барды наводнениемъ Гандзасарскій монастырь обращень былъ въ ихъ резиденцию». Между тем на армянских сайтах правителя Кавказской Албании Гасан Джалала лживо называют властителем «всего восточного края Армении» А Гандзасар, который был резиденцией АЛБАНСКИХ католикосов – памятником АРМЯНСКОЙ культуры.
Нонсенс в том, что сразу после освобождения азербайджанской армией оккупированных Арменией территорий группы российских и западных деятелей науки, культуры, искусства обратились в ЮНЕСКО с призывом «защитить христианские памятники в Нагорном Карабахе». Помнится, как оперная певица Л. Казарновская в сердцах восклицала, мол, «форпост христианства не должен быть потерян».
Помилуйте, господа! На каком основании вы уравниваете форпост христианства на Кавказе с армянством? Разве к лицу образованным, интеллигентным людям набрасываться на Азербайджан, огульно веря пустому злословию оккупантов? Азербайджанцы, как преемники Кавказской Албании, дорожат христианским наследием Карабаха и придают большое значение мультикультурализму. Как точно отметил Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью BBC News, «если мы, по утверждению армян, разрушаем церкви, то почему не разрушили армянскую церковь в Баку?».
Подавляющее большинство современных исследователей констатируют, что христианство на Кавказ в целом проникло еще в I в. н.э. в результате проповеднических миссий апостолов. Согласно мнению крупнейшего российского историка церкви В.В. Болотова, это было обусловлено наличием на Кавказе еврейских общин, являвшихся важными посредниками в торговых операциях. Многие достоверные факты доказывают, что началом распространения христианства можно считать появление на Кавказе назарейской общины. Так что армяне здесь ни при чем. Заметьте, Армения, находившаяся в МАЛОЙ АЗИИ, а НЕ НА КАВКАЗЕ, приняла христианство в 4-ом веке, а до этого царь Трдат преследовал и казнил бежавших из Римской империи христиан. К этому добавим, что армянские ученые Лео, С.Еремян, А.Сукиасян, пишут, что правый берег Албании – провинции Арцах и Утик – истинные албанские территории. Они появились на Южном Кавказе задолго до переселения армян, создав здесь высокую цивилизацию и самое древнее государство Северного Азербайджана. М.Каланкатуйский сообщает об албанских католикосах, возглавлявших христианскую общину Албании в I – IV вв.: Матевос I, Саак I, Мовсес I, Панд, Лазар. Видимо, они и были проповедниками христианства после св. Елисея. А смогут ли армянские церковники назвать имя хотя бы одного армянского католикоса, возглавлявшего христианскую паству на Кавказе в I – IV веках? Нет, нет и нет!
ФАКТЫ суть те константы, за пределы которых не должно выходить миссии ЮНЕСКО. Но это возможно лишь в том случае, если ее представители будут готовы отказаться от основанных на армянских клише убеждений, которые легко опровергаются фактами. Мы в праве на равноправный диалог, потому что мы правы.
Шелале Гасанова,
заслуженный журналист Азербайджана, специально для Minval.az
Halal olsun!
Если бы Вы сообщили, что плиты, заменившие оригиналы по составу не соответствуют остальному массиву камней, из которых возведены соответствующие албанские церкви, в том числе Гарабаха, то это было бы ближе к истине. Регалии не столько лавры, сколько обязательство перед профессионализмом. Halal alinmadi, reis.
Шале ханум, браво. Отлично, но Елия-доносчик и интриган все же был католикосом Армении начала 8 века, не Киликии, к которой армяне отношения не имели — ещё была Византийская империя.
В 8 веке Армении уже не было, но сохранялся Киликийский престол Армянской церкви
Во всех войнах виноваты религиозники. Кто верит в бога-неадекват.
Вот это верно. Увы, до сих пор политические симпатии некоторых неадекватных товарищей формируются религиозной принадлежностью. С этим приходится считаться, увы. Хотя 21 век ра дворе
Вот это верно. Увы, до сих пор политические симпатии некоторых неадекватных товарищей формируются религиозной принадлежностью. С этим приходится считаться, увы. Хотя 21 век ра дворе
В 8 веке Армении уже не было, но сохранялся Киликийский престол Армянской церкви