Политика, как известно, влияет на все, в том числе и на моду. Уже не один десяток лет дизайнеры представляют тематические коллекции, откликаясь на горячие и масштабные политические новости. Однако усматривать за модными изысками политические «подвижки» —это как бы заведомый моветон. Но иногда это правило даёт сбой.
Как радостно сообщают СМИ Армении, в ближайшее время в выставочном зале армянского храма Святого Фаддея в Иране будет выставлена уникальная коллекция армянских поясов. Как поясняет журналистам член правления культурно-образовательной общественной организации «Традиции и современность» Овсанна Маргарян, речь идет о 12 поясах, изготовленных армянскими мастерами. Их основа – кожа, в качестве же украшений выступают воссозданные из серебра копии орнаментов самого храма. Пока, правда, готовы всего 3 пояса, но в Ереване уже проводят презентацию, старательно «привязывают» изображённые орнаменты к армянским легендам и т.д.
Как рассказывает теперь мадам Маргарян, идея представить такую коллекцию возникла у нее еще в прошлом году, когда Армения и Иран представили совместную заявку, на основе которой паломничество в монастырь Святого Фаддея было включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО. И теперь советник по культуре посольства Исламской Республики Иран в Армении Сейед Хосейн Табатабаи рассыпается в комплиментах: «Армения и Иран – уникальный пример того, как могут жить по соседству мирно две страны, являющиеся последователями другой религии. Это важно, особенно в наше время, когда многое совершается на фоне религиозного противостояния».
Вообще-то господину Табатабаи лучше держать в голове, что, во-первых, такое мирное сосуществование — это норма, а не уникальность. А во-вторых, уникальность отношений Армении и Ирана в другом: ИРИ — единственное государство, с которым у Армении нет официально обозначенного территориального конфликта. Но вот надолго ли эта идиллия — вопрос открытый.
Нет, конечно, можно только порадоваться, что Иран еще в «нулевых» внёс этот армянский монастырь, который в народе называют «гаракильсе», то есть «Чёрная церковь», в список наследия ЮНЕСКО, а теперь добавил туда и паломничество к этому монастырю. Но ни для кого не секрет: в Армении территориальные претензии к соседям начинаются именно с таких вот «невинно-гуманитарных» акций и разговоров о древних монастырях и храмах. После чего выстраивается нехитрая логическая «цепочка»: если здесь расположены армянские монастыри — значит, здесь жили армяне, а если здесь жили армяне, значит, эти земли должны принадлежать Армении. Не говоря о том, что располагается монастырь близ города Маку в Иранском Азербайджане, в «треугольнике» между Нахчываном, на который в Армении уже давно предъявляют свои претензии, и турецкой Восточной Анатолией, теми самыми «шестью вилайетами», которые армянская верхушка мечтала превратить в «Западную Армению». Вопрос, как скоро на карте может появиться еще и столь же мифическая, ну, скажем, «Южная Армения», стоит того, чтобы его озвучить, тем более что карты «Великой Армении» в разных редакциях прихватывают и кусок территории Ирана. Наконец, в Иране не очень любят об этом вспоминать, но в окрестностях Маку уже устраивал свои кровавые рейды небезызвестный Андраник Озанян.
И если в Иране предпочитают говорить о дружбе с Арменией, это еще не значит, что там действительно не о чем волноваться.
Нурани