Христианство на Кавказе появилось фактически с момента самого зарождения этой религии. При этом христианская традиция, знавшая здесь периоды расцвета и угасания, тем не менее никогда не прерывалась. И одно из свидетельств этому обстоятельству — многочисленные храмы и монастыри, находящиеся не только на территории Карабаха, но и во многих других районах Азербайджана.
Об этом заявил настоятель Свято-Николаевского православного прихода в городе Мерано, игумен Алексий (Никоноров) в интервью «Независимой газете».
«Нынешние азербайджанцы являются законными преемниками тех государств, которые существовали на этой земле, в том числе и государства Кавказской Албании, а также наследниками тех культурных и религиозных монументов, которые дожили до наших дней», — считает игумен Алексий.
Говоря о святынях на территории Карабаха, отец Алексий сказал: «Мы должны понимать, что в 428 году н.э. Армянское государство перестало существовать и превратилось в марзпанство Сасанидского Ирана. Эпизодическое восстановление в последующих столетиях независимых армянских государств вообще не касалось территории Карабаха. По этой причине ни один монумент, созданный в регионе в это время, никак не может называться армянским. Самые важные и древние комплексы, сохранившиеся в Карабахе, это: монастырь Амарас (IV век), монастырь Дадиванк (IX-XIII века) и монастырь Гандзасар (XIII век). Амарас (Ходжавендский район) — это место упокоения первого Албанского архиепископа Григориса, реконструирован и обустроен в V столетии албанским царем Ваче, резиденция албанских католикосов в период раннего Средневековья. Дадиванк (Кяльбаджарский район) по преданию сооружен над могилой ученика апостола Фаддея — Дади, в нынешнем виде был обустроен в начале XIII века правителями Хачена из рода Араншахов. Гандзасар (Кяльбаджарский район) — родовая усыпальница албанских князей, обустроен Гасаном Джалалом, с XIV века резиденция албанских католикосов. Имеются еще около полутора десятка храмов в основном XIII столетия и с разной степенью сохранности. После арабского завоевания территории Кавказской Албании христианское население региона концентрируется в горных, труднодоступных для проникновения арабских войск и администрации районах страны (Карабахе). Фактически в этот период и создаются в Карабахе прекрасные образцы албанской религиозной архитектуры. При этом авторитетный армянский историк Сурен Еремян приводит слова историка XIII века Киракоса Гандзакского, который говорит о том, что в этот период «лишь какая-то часть албанских начальников владела армянским», в то время как население Карабаха говорило на своем родном языке.
Можно предположить, что с этого времени при реставрационных работах и привносились надписи на армянском. Да, в них могли молиться монофизиты, их могли реставрировать в том числе и мастера армянского происхождения, их могли упоминать в своих трудах армянские историки, но все это не делает религиозные и культурные памятники Кавказской Албании армянскими!»
В своем интервью игумен Алексей затронул тему обращения российских деятелей культуры в ЮНЕСКО, где выражается опасение, что культурное наследие Карабаха может ожидать та же участь, что и сирийскую Пальмиру. «Культурное наследие любого народа — это прежде всего то ценнейшее достояние, которое обеспечивает преемственность времен, ненавязчиво учит и воспитывает людей, раскрывает то самое прекрасное и глубинное, что есть у народа. Поэтому так важно уделять особое внимание сохранности исторических памятников. Кажется, в цивилизованном мире это все понимают. А Азербайджан в период своей новейшей истории демонстрирует эталонный пример бережного отношения к монументам истории и культуры, и не только к своим.
За минувшие 27 лет Азербайджанское независимое государство, невзирая на необходимость решения сложных политических, экономических, прочих проблем, уделяло особое внимание сохранению и тщательной, грамотной реставрации исторических монументов с привлечением профильных специалистов международного уровня. И это не только древние городища, крепости, сторожевые башни, ханские дворцы, мечети, но и христианские храмы, еврейские синагоги.
Первый вице-президент Азербайджана госпожа Мехрибан Алиева является международно признанным послом доброй воли ЮНЕСКО. На средства фонда Гейдара Алиева были отреставрированы древнейшие христианские катакомбы святых Марцеллина и Петра в Риме, продолжаются работы по реставрации древних христианских саркофагов комплекса базилики святого Себастьяна. Блестящие результаты этой работы я видел своими глазами!
Когда итальянские журналисты задали вопрос первой леди Азербайджана: «Почему фонд из Азербайджана — государства мусульманского — финансирует реставрационные работы христианского наследия?», — госпожа Алиева, в частности, отметила: «Азербайджан является страной на рубеже Европы и Азии, Востока и Запада, и это географическое положение повлияло на глубокое разнообразие, которое характеризует нашу страну. Дружба и братство всегда сопровождали населяющие ее народы, и наше великое богатство заключается также в присутствии многих религиозных конфессий».
Если есть те, кто сомневается в намерениях и способности Азербайджана позаботиться о культурном наследии Карабаха, пусть приедут в Азербайджан, посетят города и села этой страны — и тогда все недоумения отпадут сами собой».