После начала нынешней эскалации карабахского конфликта ряд иностранных ресурсов (армянские, и не только) начали информационную войну против Азербайджана с применением обвинений, круто искажающих действительность. Часто ими проповедуется такая мысль, будто не Азербайджан самостоятельно занимается освобождением своих территорий от оккупации, а это «исламский мир ведет наступление на христианский мир, и первыми его жертвами становятся армяне Карабаха». Утверждается также, что целью Баку является «новый геноцид армян», как будто ставится задача полного истребления армян Карабаха, и т. д.
При этом не указывают, что в этой войне со стороны Азербайджана участвуют не только мусульмане, но и иные граждане страны. То есть, христиане, евреи, а также представители разных национальностей. В течение только последней недели в столице состоялись похороны двух русских солдат, погибших в Карабахе. Один из них за проявленную отвагу в боях был предан земле в аллее почетного захоронения.
Понятно, что в светском и многоконфессиональном государстве отношения со своими гражданами, да и соседними народами не строятся на основании их национальности или религиозной принадлежности. А Азербайджан как раз такое государство.
Ярким тому примером является успешное грузино-азербайджанское сотрудничество, а также трехстороннее сотрудничество Турция-Грузия-Азербайджан. Уже много лет, при разных властях, Грузия проводит политику взаимовыгодного сотрудничества с двумя мусульманскими государствами – Турцией и Азербайджаном, сохраняя добрососедские отношения с ними.
Не напрашивается ли тут вывод, что отношения Баку с Тбилиси и Ереваном зависят вовсе не от религиозного фактора?
Своим видением этой ситуации поделился с «Пресс-клубом» известный грузинский политолог, доктор политических и военных наук Вахтанг Маисая:
– Действительно, в ситуации карабахской войны некоторые политологи, издания пытаются перевести стрелки на религиозный фактор. Это заметно в том числе в российской прессе.
Пример Грузии и Азербайджана является как раз действенным противовесом подобным измышлениям и пропаганде. Им можно пользоваться для противодействия таким провокациям. Я думаю, что президент Алиев недавно правильно подчеркнул во всеуслышание важность стратегического характера отношений Грузии и Азербайджана, привел его в пример. Он показал, что несмотря ни на какие культурные, религиозные различия, можно развивать успешное сотрудничество друг с другом.
Новый экономический альянс между Турцией, Азербайджаном и Грузией по нефтегазовым проектам, к которым уже подключились и страны ЕС – TANAP, TAP – является отличным показателем того, что никакого религиозного фактора в конфликте из-за Карабаха нет. Военные, военно-политические факторы – да. Но не религиозный.
Есть две мусульманские страны – Турция и Азербайджан, а также Грузия и страны ЕС – представители христианского мира – и они находят общий язык, общие интересы. Их сотрудничество из года в год расширяется. У Армении успех такого взаимодействия между мусульманскими и христианскими странами перед глазами. Я думаю, те, кто утверждает невозможность подобного взаимодействия, идут на преднамеренные провокации, которые должны пресекаться со всех сторон.
Сам по себе вопрос ведь весьма щекотливый. То, что происходит сейчас вокруг Нагорного Карабаха, должно скорейшим образом завершиться миром, но всем известно, что Азербайджан защищает свою территориальную целостность. Это весьма важное обстоятельство и для Грузии, у которой имеются весьма схожие проблемы.
Христианская Грузия и мусульманский Азербайджан дружат, осуществляют общий геополитический проект. Его составные – это транспортный проект Баку-Тбилиси-Карс, нефтегазовые магистрали Баку-Тбилиси-Эрзурум, Баку-Тбилиси-Джейхан, многое другое.
Думаю, что наши взаимные экономические выгоды когда-нибудь приведут и Армению к пониманию нужности такого сотрудничества с соседями, покажут, как должны быть построены отношения между ними.