После лекции профессора Самюеля Хантингтона в Гарвардском Университете один из азербайджанских слушателей задал ему вопрос: «Как автор теории «Столкновения цивилизаций», Вы исключаете секулярный характер территориальных конфликтов?». Он внимательно посмотрел на свою супругу, Нэнси Аркелян, всегда сопровождавшую его во время лекций. И, ничего не ответив, обратился к залу за следующим вопросом…
Теория о Столкновении цивилизаций (Clash of Civilisations) до сих пор вызывает многочисленные дискуссии. Ее основным резюме является все углубляющееся глобальное противостояние на конфессиональной, этнической и другой цивилизационно-ценностной основе с высокой вероятностью формирования условий для глобального столкновения цивилизаций.
В конце 1990-х и начале 2000-х эта теория стала идеологической базой для роста популярности в «просвещённой» Европе политических движений и образований фашистского, расистского толка с ярко выраженной исламофобской и антитюркской направленностью.
Сформировавшись поначалу как маргинальные группировки, они укрепились настолько, что сегодня представлены в парламентах и правительствах целого ряда стран-членов ЕС. Дошло до того, что Макрон пытается позиционировать себя большим исламо- и тюркофобом, чем Марин Ле Пен, которая является явным лидером предстоящей президентской кампании во Франции.
Но вопреки этим процессам и предсказаниям Хантингтона, мир изменился в совершенно другом направлении. Профессор умер в 2008 году. Он не увидел жестокую войну православных друг против друга в Грузии и Украине, не стал свидетелем братоубийственной войны мусульман после «арабской весны». Профессору не было дано удивиться формированию партнёрства между двумя основными историческими носителями христиано-мусульманского противостояния – России и Турции. Хантингтон не дожил до активизирующегося арабо-еврейского диалога. Он не увидел бессилия сверхдержав по удержанию бывших вассалов в рамках своей политики. Ему не пришлось наблюдать, как новые мировые лидеры (та же Турция) осаживают некоторых из постоянных членов Совбеза ООН, до сих пор живущих иллюзиями о своём мировом господстве. Он так и не дожил до дня, когда освободительная война молодого государства Азербайджан, населенного преимущественно мусульманами, будет подпитываться не религиозным фанатизмом, а светским патриотизмом всего многоэтнического и многоконфессионального народа. Он так и не понял, что эту страну могут поддерживать не только соратники по мусульманскому и тюркскому миру, но и практически все 120 стран Движения неприсоединения: Израиль, Грузия, Украина, многие в Европе и России…
Профессор Хантингтон не смог предвидеть всего этого. Его теория Столкновения цивилизаций полностью провалилась. Придуманные им схемы противостояния действующих военно-политических альянсов (НАТО, ЕС, ОДКБ и т.п.) обернулись нескончаемыми разборками внутри их самих. Глобальные межрелигиозные трещины существенно изменились, где-то зарубцевались, а где-то обернулись внутриконфессиональными конфликтами местного, но не глобального уровня.
На геополитической карте мира произошли и продолжают происходить тектонические изменения, меняющие все будущее человечества. Президент Ильхам Алиев стал одним из первых мировых политиков высшего ранга, не только ясно увидевших эти процессы, но и умело воспользовавшийся ими в интересах своего народа и государства. В отличие от лидеров Азербайджана в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века, так и не осознавших происходящих тогда глобальных изменений, дар аналитического предвидения вкупе с терпеливым, игнорирующим все внешние нападки государственным и военным строительством, обусловили выдающийся успех Ильхама Алиева, который сегодня ведёт нас к Победе.
Президент современен не только в умении спланировать и блестяще осуществлять освободительную военную операцию, которая войдёт в учебники многих военных академий по всему миру. Он еще более современен в политическом анализе и предвидении будущего.
Армянское же руководство архаично не только в апеллировании к искусственно сконструированной истории, использованию устаревшей военной техники и тактики ведения боевых действий. Оно застряло в прошлом веке, с пеной у рта пытаясь представить этот конфликт в этно-конфессиональном контексте. На уровне эмоций это может получить поддержку у маргиналов и тех, кто хочет использовать их риторику для внутриполитических целей. Но в «real politics» теория Хантингтона уже не работает.
…В 2001 году профессор не ответил на вопрос азербайджанца. Посмотрев на свою жену Нэнси Аркелян, он промолчал. Он оставил ответ близким ему армянам, дав им надежду на использование его теории для закрепления оккупации азербайджанских земель.
И через 19 лет этот ответ прозвучал — азербайджанской канонадой приближающейся Победы. Надежды армянских фашистов умерли вместе с незыблемостью идей их духовных вдохновителей — профессором Хантингтоном и его супругой Нэнси Аркелян.
Фархад Исаев