Ряд авторов и общественных деятелей, касаясь темы «геноцида армян», часто упоминают также Холокост, сравнивая тем самым трагические события 1915 года с доказанным фактом геноцида, которым является Холокост.
Приравнивая так называемый «геноцид армян» к Холокосту, армянская сторона пытается придать этим событиям ту же важность, идентичность и трагичность, что придается во всем мире Холокосту. Холокост, за исключением ряда маргинальных групп и авторов, всем миром признается актом геноцида и огромной трагедией.
Исполнители этого геноцида известны. Имеются решения Нюрнбергского трибунала, а также большая доказательная база.
Но нельзя сказать то же самое о событиях 1915 года в Османской империи. Разные авторы в своих трудах на тему Холокоста, так или иначе, касались этих вопросов. Например, в своей книге «Смерть — госпожа из Германии» Леа Рош и Эберхард Еккель пишут следующее:
«Гибель европейских евреев была уникальной. Никогда прежде никакое государство не принимало решение убивать намеченную им группу людей, включая стариков, женщин, детей и грудных младенцев, без какой-либо проверки каждого конкретного случая и не претворяло это решение в жизнь, используя государственную власть, не только убивая членов этой группы, где только могло их поймать, но и на больших расстояниях с помощью специально созданных для убийства устройств».1
Армянская сторона, проармянские авторы и подконтрольные армянскому лобби исследовательские и научные центры пытаются преподнести миру «геноцид армян» как первый геноцид XX века. Во второй половине XX века среди лидеров армянской диаспоры, в частности, среди предводителей армянской националистической партии Дашнакцутюн, бытовало мнение, что если евреи смогли создать свое государство после того, как мир признал Холокост, то и армяне смогут создать свое государство, если мир признает «геноцид армян». Естественно, это ошибочный подход, большинство армянских лидеров на западе рассматривали и рассматривают регион с призмы событий и реалий Первой мировой войны.
Но уж если армянская сторона сравнивает Холокост и «геноцид армян», то и я постараюсь провести небольшое сравнение.
Начнем с того, что евреи, жившие в Германии, не поднимали вооруженный мятеж и не организовывали в сговоре с врагом вооруженные банды, не нападали на мирные немецкие деревни или на государственные учреждения.
Можете ли вы себе представить, что в течение всего времени правления нацистов евреев, живших например, в Берлине, Мюнхене и Гамбурге не депортируют, не притесняют. Все это время в Берлине и в других перечисленных городах продолжают работать синагоги, а в Берлине еще и главное духовное управление евреев Европы. В Рейхстаге заседают еврейские депутаты и так далее… Естественно, все это невозможно вообразить в нацистской Германии. Если бы германские власти действовали бы выборочно, и вместо истребления евреев ограничивались бы депортациями, то речь бы шла не о геноциде, а о депортации населения, что и имело место быть в Османской империи.
Но нацисты поставили себе цель уничтожить полностью все еврейское население Германии и на захваченных территориях.
У правительства Иттихат и Таракки в Османской империи таких планов не было.
На протяжении всего времени Первой мировой войны и после войны в Стамбуле функционировал Константинопольский патриархат армянской апостольской церкви. Такое трудно себе представить в гитлеровской Германии.
В той же Германии нацисты, почти сразу после прихода к власти, приняли ряд дискриминационных расовых законов против евреев, естественно, ничего такого в Османской империи не было. Ученые, которые приравнивают так называемый «геноцид армян» к Холокосту, почему то упускают из виду данные факты.
Рассмотрев все выше сказанное, смело могу сказать, что всякого рода приравнивание «геноцида армян» к Холокосту некорректно и лишено всякой исторической или фактологической основы.
Часть армянского общества, подверженного агрессивному национализму, имеет многовековые антисемитские традиции, которые крепки и заявляют о себе по сей день. Небольшим, но ярким примером может послужить тот факт, что в Ереване почти каждый год оскверняется памятник жертвам Холокоста. Подогревает антисемитизм в армянском обществе и тот факт, что они склонны рассматривать Холокост как конкурент «геноциду армян». Армяне искренне считают, что евреи препятствуют армянам достичь своих вековых целей.
Более того, среди ряда армянских деятелей бытует мнение, согласно которому «евреи, закулисно контролировавшие Османское правительство, устроили геноцид армян». Склонность армянского общества к разному роду теорий заговора способствует сохранению, а время от времени и нагнетанию антисемитских настроений среди армян.
Например, один армянский автор Ромен Епископосян в своей книге «Национальные Системы», которая, кстати, была презентована ни где нибудь, а в Союзе писателей Армении в 2003 году, в главе «Нация-убийца» пишет следующее; «В современном мире носителями зла в наиболее концентрированном и агрессивном виде являются две нации. Это евреи, нация-разрушитель, с миссией разрушения и разложения, и турки, нация убийц, с миссией уничтожения и подавления».
Французский журналист и политолог Пьер Бланше в своей статье «Болезнь зависти армянских активистов против евреев», в которой он рассматривает связь армянских террористов с исламскими фундаменталистами, отчасти касается вопроса Холокоста и событий 1915 года в Османской империи:
«Радикально настроенные армяне ненавидят евреев и упрекают их за то, что армяне не смогли преуспеть в том, в чем смогли преуспеть евреи: евреи смогли известить мир о своем геноциде и обрести свое государство. Эта историческая зависть побуждает радикальных армян идти на заключение союза с мусульманскими фундаменталистами».2 Рассматривая вопрос сравнения «геноцида армян» и Холокоста, нельзя не затронуть отношение к этому вопросу и к евреям в целом в Армении, дабы представить полную картину.
Армянский историк Ваагн Дадрян в ряде своих работ затрагивает вопрос Холокоста и пытается провести параллели между Холокостом и «геноцидом армян». Учитывая, что Дадрян родился и вырос в богатой армянской семье в Стамбуле, которую «геноцид армян» не затронул. А для учебы выбрал именно фашистскую Германию (примечательно, что именно в годы войны, считаю, что его деятельность в Германии в эти годы требует отдельного исследования) он, как никто знает, в чем различия между событиями 1915 года и Холокостом. Однако политическая конъюнктура и предубеждения не всегда позволяют быть объективным…
Али Гаджизаде политолог, руководитель проекта «The Great Middle East»
[1]Rosh Lea, EberhardJackel:» Der Todistein Meister aus Deutschland», Hamburg:» Hoffmann und Campe», 1990. ISBN 3455083587
[2]Pierre Blanchet, «La jalousie maladive des militants armëniens ё l’ëgard des Juifs», «Le NouvelObservateur», 10 октября 1986 года.