Обычно за емкие, потенциально кассовые фильмы киностудии должны браться с удовольствием, но нам известно несколько случаев, когда компании отказывались по тем или иным причинам вкладывать деньги в, казалось бы, гарантированный хит. Вот десятка лент, которые вполне могли претендовать на астрономические сборы, но, увы, остались лишь идеями на бумаге.
«Ночные небеса» Стивен Спилберг всегда считался кассовым режиссером, с поправкой на инфляцию его «Челюсти» и «Инопланетянин» только в США собрали больше миллиарда долларов, а с учетом мирового проката к заветной черте подбираются и «Близкие контакты третьего рода». Именно после выхода последних Спилберг и задумал «Ночные небеса», фильм, который должен был показать другую, мрачную сторону «близких контактов». Те, кто видел наброски Стивена, утверждают, что режиссер готовил что-то сродни «Челюстям в космосе», по-настоящему пугающее зрелище, пронизывающее до костей. Увы, этот проект Спилберг сначала отложил, а после и вовсе от него отказался, использовав кое-какие находки в «Полтергейсте» и «Инопланетянине». Не станем однозначно утверждать, но связь отмены съемок с выходом «Чужого» Ридли Скотта нам кажется очевидной. «Ленинград: 900 дней» Обычно наш зритель с редкой неприязнью относится к голливудским картинам, описывающим историю России, в особенности ее роль во Второй мировой войне, однако вряд ли подлинные поклонники кино отказались бы посмотреть фильм о блокаде Ленинграда, да еще и снятый великим Серджио Леоне. И ведь подобное могло случиться – проект уже находился на стадии запуска, ведущая роль американского фотографа, запертого в осажденном городе, в фильме была отдана Роберту Де Ниро, лучшему актеру своего поколения, находившемуся в конце 80-х на пике своей карьеры. Леоне удалось подключить к проекту композитора Энио Морриконе, режиссер нашел финансирование, критики предвкушали выход на экраны главного оскаровского претендента, но увы… Серджио Леоне внезапно скончался, а его титанический труд остался не востребован и почил в бозе.
До того как погрузиться в мир второй трилогии, Джордж Лукас, как мог, расширял границы своей вселенной. «Звездные войны» в 80-х стали настоящей религией, не было в Америке ни одного мальчишки, который не представлял бы себя джедаем или имперским пехотинцем. На фоне этого ажиотажа Лукас сделал много удачных маркетинговых ходов, а вот со спин-оффом «Звездные войны: Дроиды» нашла коса на камень. Идея казалось весьма многообещающей – рассказать о двух знаменитых роботах Саги, C3PO и R2D2, об их первой встрече и дальнейших совместных приключениях. К сожалению, игровой проект так и остался идеей, продюсеры посчитали опасным выпускать кино без «живых» героев (а то мы не знаем, что внутри дроидов люди сидят), и со временем «Дроиды» трансформировался в мультсериал. Слабое утешение, а главное – кассово не особенно впечатляющее.
«Супермен жив»
Даже один только заголовок «Супермен жив» способен был зацепить зрителей так, что кинотеатры ломились бы от посетителей, а учитывая то, какие люди взялись снимать это кино, ему можно было бы гарантировать и положительную критику. Начнем с того, что сценарий нового «Супермена» написал Кевин Смит (по иронии судьбы Смит в основе своего скрипта использовал арку комикса под названием «Смерть Супермена»), постановщиком ленты должен был стать Тим Бертон, человек, «ожививший» Бэтмена, наконец, в синий плащ и красные трусы должен был облачиться Николас Кейдж, едва ли не главный фанат Супса в Голливуде. Не срослось, хотя костюм Кейдж примерить успел… Был бы у этой картины миллиард в кармане? Не сомневайтесь. Люди пошли бы смотреть на это даже для того, чтобы потом плюнуть.
«Крестный отец 4»
Знаем-знаем вашу реакцию. «Никакого нового “Крестного отца”! Ради всего святого!» Мы тоже не были бы в большом восторге, если бы сейчас кто-то начал ворошить классику, но в конце 90-х четвертый фильм серии «Крестный отец» намеревался делать сам Фрэнсис Форд Коппола. У него даже был готов драфт сценария, где ведущая роль отводилась бы Винсенту, роль которого исполнял Энди Гарсия, возглавившему семью и бизнес после событий третьей ленты. Тогда, в 1999-м, Коппола не смог найти должной поддержки своим планам, но, может быть, ему стоит подумать о продолжении сейчас? Одну из ведущих ролей на себя вполне мог бы примерить Леонардо Ди Каприо, глядишь, и «Оскар» бы взял наконец, не говоря уже о кассовом миллиарде.
«Бэтмен: Год первый»
Мрачный «Бэтмен: Год первый» опередил свое время. Запланированная к выпуску в 2001 году, эта картина могла стать величайшей в истории комикс-экранизаций (помним, что до нолановского «Темного рыцаря» еще годы и годы), но у Warner Bros. тогда банально не хватило смелости сделать по-настоящему крутое кино. Фрэнк Миллер написал сценарий, основанный на одноименной серии комиксов, а в режиссерское кресло был приглашен Даррен Аронофски, перед этим пощекотавший зрителям нервы своим «Реквиемом по мечте». Студия, изначально рукоплескавшая авторам, вдруг испугалась обилия насилия в кадре, посчитала, что продать это не сможет, и свернула подготовку к съемкам. А жаль…
«Гамп и компания»
Сиквел гениального «Форреста Гампа»? Звучит пугающе, однако попробуем мыслить в русле студии. Оригинальная лента получила «Оскар», в мире собрала почти 700 миллионов долларов, сюжет не высосан из пальца, а опирается на продолжение романа, написанное тем же автором, Том Хэнкс согласен повторить свою роль – что может пойти не так? Злую шутку с возможным сиквелом здесь сыграло время. Пока студия раскачивалась, появилось множество новых течений в кино, лихорадочный темп моментально вытеснил «Гампа и компанию» куда-то на периферию внимания, и о проекте потихоньку забыли. Однако не все еще потеряно, проект вполне еще может состояться, и мы увидим Форреста в 80-х и 90-х. Принесете свои деньги в кинотеатр ради такого?
«Человек-паук 4»
Редкий фанат кинокомиксов назовет «Человека-паука 3» шедевром, но финансовая отчетность неумолима – третья картина франшизы Сэма Рейми собрала в мире почти 900 миллионов долларов. С такими результатами четвертой ленте беспокоиться было не о чем, на нее пошли бы просто по инерции, но Рейми такой расклад не устраивал. Режиссер сделал попытку реанимации явно деградирующих главных героев, и первоначальный план предполагал создание впечатляющей арки аж на два фильма, в которых нашлось бы место самым лютым врагам Питера Паркера, но, по словам самого Рейми, ему не хватило былого энтузиазма. Сценарий так и не был завершен в срок, а команда «Паука» разошлась, не сумев на прощание хлопнуть дверью.
«Ньют»
Удивительно, но картины студии Pixar отнюдь не сводят с ума своими кассовыми достижениями – за миллиардную отметку сборов пока смогла перемахнуть только третья «История игрушек». Красочная, развивающаяся в ярких тропических лесах история редкого тритона по имени Ньют вполне могла претендовать на место в «Клубе миллиардеров», если бы не печальное столкновение с конкурентами, после которого «Ньют» пошел на дно, как «Титаник». По сюжету тритону нужно было срочно найти себе самочку, чтобы редкий вид этих удивительных существ не исчез с лица планеты – вам это ничего не напоминает? Верно, это синопсис мультфильма «Рио» от студии DreamWork Animation. Попугай обскакал тритона и покрасовался перед зрителями уже дважды, а вот «Ньют» отправился в мусорное ведро.
«Шрек 5»
Еще один анимационный проект, который вполне мог попрать кое-какие кассовые рекорды, – пятый фильм о Шреке. Несмотря на то что каждый постер четвертой ленты этой мультфраншизы кричал «Последняя глава», разговоры о возможном продолжении пошли сразу же после выхода в прокат «Шрека 4». Время от времени поклонников сказочного огра и его осла будоражили то новости о найме сценаристов для продолжения, то высказывания Эдди Мерфи, будто он уже приглашен в сиквел, но, увы, пока на этом фронте все без официально подтвержденных перемен. Кто знает, возможно, DreamWork Animation просто копит силы – мы абсолютно уверены, что даже спустя несколько лет после выхода последнего из «Шреков» его возвращение в кинозалы стало бы триумфальным.
«Звездные войны: Дроиды»