Сегодня, после блестящей победы Азербайджана в Карабахе, не лишне иногда просматривать видеозаписи военных парадов в Ереване. В том числе и того, который состоялся в столице Армении 21 сентября 2011 года. Тот самый парад, где в едином строю с регулярными войсками Армении – «карабахская армия», где торжественно демонстрируют ОТРК «Эльбрус», из которых потом армянские агрессоры будут обстреливать мирные азербайджанские города, и где почти что за 10 лет до «игры в войнушку» в исполнении Анны Акопян в оккупированном Карабахе на армейских джипах восседали дамочки с длинными наманикюренными ногтями, но зато со «спецназовской» боевой раскраской на физиономиях… А ещё по площади Республики в Ереване торжественно промаршировали священники. И похоже, в планах многих ереванских «стратегов» пополнение действительно отводится роль «вундерваффе». Одно плохо: угрожает эта «вундервафля» прежде всего самой Армении. Нынешние протесты против делимитации и демаркации границы с Азербайджаном продемонстрировали это со всей определённостью.
Руководство протестами против делимитации и демаркации границы Азербайджана и Армении от политиков перешло к священникам – теперь это уже свершившийся факт. Шествием на Ереван руководит архиепископ Баграт Србазан. Поддержку ему открыто выразил глава Ширакской епархии Микаел Аджапахян. Сам Баграт разглагольствует: «Первопрестольный Святой Эчмиадзин всегда с нами. Без благословения Верховного Патриарха мы не можем действовать». Подал голос иерей Ованес Ованнисян, который по время оккупации азербайджанских земель был настоятелем монастыря Худавенг, переименованного армянами в Дадиванк: «Я не принимаю эти власти, я не принимаю тот язык, который произносит, что арцах – это Азербайджан. Язык тому, кто говорит, что арцах – это Азербайджан, надо отрезать, также следует отрезать руку, которая подписала, что арцах – это Азербайджан. Кто считает себя армянином, пусть присоединится к нам, чтобы спасти Армению».
Если же пролистать новостные ленты чуть-чуть назад, то можно найти пасхальное послание Эчмиадзинского католикоса Гарегина II, где он рассуждает об «оккупации арцаха» и «депортации» карабахских армян. Именно на эти его бредни, напомним, обращал внимание глава Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде.
Очень хочется спросить: армянские священники вообще читали Библию? Они слышали о 10 заповедях? Да-да, тех самых, где «не убий», «не обмани», «не укради» и т. д.? Они в курсе, что практически во всех странах религиозные деятели, ну, может, за вычетом руководителей маргинальных сект и проповедников-экстремистов, призывают к миру?
Впрочем, к сожалению, армянская церковь свою паству к миру с соседями не призывает. Наоборот, армянские клерикалы были и остаются выразителями идей крайнего национализма.
Можно, конечно, попытаться отмахнуться от событий рубежа XIX-XX веков, когда армянская церковь и в Российской Империи, и в Османской Империи открыто покровительствовала дашнакским террористам. Но уже в семидесятые восьмидесятые годы в армянских церквях на территории США регулярно проходят мимо реальные службы в память об армянских террористах, которые нападали на турецкие дипломатические представительства и убивали турецких дипломатов. То есть, назовём вещи своими именами, армянская церковь открыто освящала террор. А сегодня, по просочившимся сведениям, к «походу на Ереван» архиепископа Баграта Србазана присоединился, в числе прочих, профессиональный армянский террорист Амбик Сасунян, только недавно выпущенный из американской тюрьмы. И, похоже, в одном строю с террористами священники чувствуют себя вполне неплохо. Заповедь «не убий!» в переводе на армянский язык явно звучит как-то не так.
Кроме того, в тех странах, где в силу местного законодательства не получалось создавать разного рода «армянские ассамблеи» и тем более ячейки «Дашнакцутюн», именно церковь брала на себя роль политического центра, церковники занимались сбором «национальной дани» (и выбиванием этой самой «дани», когда её кто-то отказывался добровольно ее платить)… На таком фоне связи армянских священников с откровенным криминалом уже никого не шокируют: во французской Ницце местная «русская мафия» проводила свои сходки в подвале армянской церкви, настоятель армянской церкви в Страсбурге оказался причастен к фальшивомонетничеству.
А теперь армянская церковь выступает против делимитации и демаркации границы с Азербайджаном. То есть откровенно срывает мирный процесс и толкает ситуацию к продолжению войны.
Конечно, в современном государстве, где общественная жизнь идёт по правилам XXI века, церковь должна быть вне политики. Но это в нормальном государстве, а не в Армении, о которой, напомним, армянский же диссидент и общественный деятель Вардан Арутюнян писал: «Мы народ, который застрял в прошлом. Мы остались в прошлом, не смогли усвоить ценности 20-ого века и перейти в 21-ый. В лучшем случае мы остались в 19-ом веке». Добавим от себя: и с той же провокационной ролью церкви.
А вот это уже по-настоящему опасно. Причём для самой же Армении. В самом деле, против политической партии можно вести весьма жёсткую агитацию. В особо тяжелых случаях – распустить решением суда. Но проделать то же самое с церковью уже не получится. Даже арестовать и придать суду персон вроде Баграта Србазана затруднительно. Особенно в такой стране, как Армения – с её шокирующем уровнем националистической истерии. При подобном раскладе эти террористы в рясах действительно могут представлять серьезную опасность для власти Никола Пашиняна. А если ненавистного «предателя Никола» удастся «свалить», армянские священники без колебаний освятят отказ от ранее достигнутых договорённостей с Азербайджаном.
Другой вопрос, что даже в этом случае изменить что-либо «в поле» Армения уже не сможет. На дворе не начало девяностых и попытки играть с огнём и срывать уже достигнутые договорённости неизбежно вызовут жёсткий ответ Азербайджана.
И вот в этом случае армянскому обществу, простите за чёрный юмор, придётся вспомнить, на какой случай в действительности в армии предусмотрены священники.
Нурани, обозреватель