Светлый человек — это тот человек, которому приятнее отдавать, чем принимать. Он видит в людях, прежде всего, хорошее, не зацикливается на мелочах, потому что он выше этого. Светлый человек считает, что большие несчастья не бывают продолжительными, а малые не стоят внимания. Это человек без второго дна. Абсолютно лишен корысти. Быстро забывает плохое, зато хорошее помнит всегда.
Откровения за чашкой чая
Об одном из таких людей и пойдет сегодня разговор. А точнее, ни сколько о нем, сколько с ним самим. Тем более, что встретиться мы должны были еще несколько месяцев назад, но по каким-то причинам, а, скорее по закону «тройного облома» (журналистский термин. Прим. авт), интервью срывалось. Только, слава Богу, не в этот раз.
Я читала его интервью, читала о нем в работах своих коллег, следила за его действиями в социальной сети Фейсбук. И естественно, слушала его красивые песни. И чем дальше откладывалось наше интервью, тем сильнее мне хотелось пообщаться (именно пообщаться!) с этим светлым, лучистым человеком, о котором слышала и собрала очень много положительных отзывов. «Он вовсе не такой, как его меркантильные, самодовольные и напыщенные коллеги» — таким был главный отзыв о Фаике Агаеве каждый раз, когда я спрашивала о нем у тех, кто хоть как-то приобщен к шоу-бизнесу.
И вот в назначенный день он идет к нам на встречу, через большой зал уютного отеля Шафран, где обычно проходят наши интервью с интересными людьми, и протягивает для приветствия руку.
— Наконец-то мы встретились! – сказал Фаик, и тут же добавил: Яна, а вам уже говорили, что вы очень похожи на Джандан Эрчетин?
Наша беседа началась еще за чаем, потому что я не люблю делать интервью, а предпочитаю просто болтать со своим собеседником, причем обо всем. Точно также как Илькин Зеферли не любит позирования и жеманства во время съемок. Честно говоря, мне за неумение держаться перед камерой сильно от него достается. Но рядом с Фаиком было гораздо легче, потому что, глядя на него, хотелось точно также расправить плечи, быть более уверенной в разговоре, точно также профессионально владеть микрофоном и собственным голосом.
В голове мелькнула мысль о том, что неплохо было бы попросить Фаика дать мне несколько мастер-классов по постановке голоса и речи. Уж очень красиво и очень приятно он умеет разговаривать, буквально топит в своем обаянии. А тонуть в обаянии всегда очень приятно.
«Сегодня превалируют две крайности: либо в бизнес, либо – в шоу-бизнес»
— Почему я считаю, что вы – человек-лето? Потому что я ваши песни слушаю исключительно летом, они отлично поднимают настроение. Именно таким – ярким, летним — чувствуем, знаем и очень любим вас. Кроме того, вы – интеллектуальный, имеющий свой собственный взгляд на жизнь. А потому мой первый вопрос будет на тему интеллектуального уровня сегодняшнего среднестатистического жителя Баку. Как вы считаете: стал ли он ниже, чем уровень того Баку, когда наш город по праву считался самым читающим городом бывшего СССР?
— Ну, во-первых, мои песни можно слушать и зимой тоже. Лирические, к примеру, перед камином (смеется). А, во-вторых, вы уже частично ответили на свой же вопрос: уровень действительно стал намного ниже. Особенно, если сравнивать с периодом моего детства и юношества. Раньше, когда нас спрашивали «Кем ты хочешь стать?» мы отвечали – космонавтом, милиционером, ученым, врачом. А сейчас , кого не спросишь, все хотят стать бизнесменом (читай — алверчи).
— Или киллером?
— Нет, романтика рэкетизма осталась в 90-х. А сейчас две крайности – либо бизнесмен, либо в шоу-бизнес. Причем, интересно, что люди думают о том, что труд певца в шоу-бизнесе сам по себе не подразумевает знаний. Считают, что певцу, к примеру, совершенно не нужно знать математику, физику, химию, географию. А я считаю, что человек должен быть всесторонне развит, ему это пригодится по жизни. Пусть даже он будет работать в профилактории, ему все равно понадобятся знания. А если вернуться ближе к теме, то причина падения интеллектуального уровня, на мой взгляд, заключается в следующем: учителями нынешних детей являются те, кто в конце 80-х купил себе диплом о высшем образовании. У сегодняшних школьников необразованные учителя, а потому они и сами такие же точно. К великому сожалению сегодня существует еще одна угрожающая тенденция: родители не пускают своих детей в школу. В особенности девочек, не дают им закончить учебу. Зато потом, когда девочка выходит замуж, родители – среднестатистические азербайджанцы – начинают требовать, чтобы роды у их дочери принимала высокопрофессиональная гинеколог-женщина. Высокопрофессиональная! А откуда ей взяться, если девочку лишили самой возможности получить образование? О каких профессионалах вообще может идти речь, когда уровень образования ниже плинтуса? Это очень плохо. Общество наше имеет несколько очень больных тем. К примеру, террор по отношению к бездомным животным. Или же эти чудовищные селективные аборты. Представляете, ребенка сознательно убивают, узнав, что это — девочка. Если не остановить этот кошмар, все может кончится очень и очень плохо. Правда, в Азербайджане нет демографической проблемы, очень много многодетных семей, детей у нас всегда рожали, и будут рожать. Но, согласитесь, что сам факт селективных абортов не характеризует нас, как общество психически здоровых людей. И поэтому я считаю, что за это преступление должна быть введена обязательная уголовная ответственность.
На вопрос, как совершенствуется его личная эрудиция, Фаик отметил, что он очень много читает:
— В плане чтения я всеяден. Но большее предпочтение отдаю историческим романам, детективам и фантастике. Я считаю, что фантастика «подхлестывает» человека на самосовершенствование. Ведь в художественных произведениях люди будущего всегда интеллектуально, духовно и физически более развиты и совершенны, чем мы нынешние. Поэтому и возникает желание быть лучше, стремиться совершенствоваться.
Далее. Я всегда хочу быть в курсе событий, в курсе последних новостей, читаю новостные сайты, слушаю и смотрю новости по всем каналам, не отдавая предпочтения какому-то одному, определенному или специфическому.
— А как насчет кино? Любите посмотреть хороший фильм после тяжелого рабочего дня? Лично мои нервы это занятие очень хорошо расслабляет.
– Как сказал Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного». Обожаю экшны, боевики, детективы. Терпеть не могу ужастики. С осторожность отношусь к концептуальному кино. Если человек, перегруженный тяжелым рабочим днем, вечером сел и посмотрел европейское кино, то для меня он — просто герой, человек закаленный. Иначе не скажешь. Не так давно я посмотрел подряд три фильма европейских режиссеров, и все они были с очень глубокими, жизненными, предельно драматическими сюжетами. Так вот, засыпать после этого было уже сложно.
«Мне не сложно выживать в мире, одним из создателей которого являюсь я сам»
— Да уж, три фильма подряд – в любом жанре – это действительно надо уметь. А утром, вставать, наверное, рано? Может быть, поделитесь секретами своего графика с нашим читателем и зрителем?
— Секрета нет никакого. К счастью, за редчайшими исключениями, мне не нужно просыпаться рано. Я хроническая сова, могу уснуть в 6-7 утра, а просыпаюсь в 12.30-13.00. Завтракаю, ухожу по своим делам. Домой прихожу обычно к восьми вечера. Но если есть дела, могу задержаться и до 2-3 ночи, не проблема.
— Согласна, работа занимает очень много времени порой. Возможно, у вас есть свой собственный секрет выживания в сложном мире азербайджанского шоу-бизнеса?
— Мне это не сложно, уверяю вас. И объясню почему. Кто-то может это воспринять как выражение самовлюбленности, но мне действительно не сложно жить в том мире, одним из создателей которого являюсь я сам. И вся эта массовая «бурда», которая с приходом в нашу профессию новых лиц поднимается, словно муть со дна бурной реки, мне абсолютно не мешает, потому что я знаю, зачем я пришел и зачем я здесь. Я знаю, что я делаю. Это очень важно – знать, для чего ты здесь, в своем мире. Именно поэтому, если я вижу реально талантливую молодежь, я их поддерживаю. Меня же в свое время не поддерживал никто. Абсолютно. На определенном этапе, самой заре моего творчества мне очень помогло Министерство культуры, лично Полад Бюль-Бюль оглы, оказали поддержку мой первый композитор Эльдар Мансуров и замечательный телережиссер, один из патриархов Азербайджанского ТВ Назим Зейналов. Но глобальной опеки, тылов и покровительства я, увы или к счастью, был лишён напрочь. Тогда ведь не было понятия спонсор, и невозможно было стать артистом «по знакомству». Слава Богу, и до сих пор на нашу эстраду нельзя попасть по «тапшу».
— Вы имеете ввиду, по «тапшу» нельзя попасть на профессиональную сцену?
— Это бесперспективно. Нет такого, чтобы кто-то позвонил и сказал: «Это мой родственник, возьмите его на эстраду». Ну, предположим, покажут его разок-другой по ящику. Естественно, если нет таланта, этот «артист» не даст каналу ожидаемого рейтинга, и там же и кончится, этот «тапшованный» человек.
— И все же я не верю, чтобы у вас не было сложностей в этом созданном вами мире.
— Вообще-то, сложности, конечно же, есть, вы правы. Но они другого рода. Прежде всего – очень мало единомышленников. Но работать, проводить концерты, записывать песни, снимать клипы и общаться с публикой мне вовсе не сложно. Я же ни от кого не завишу, я — индивидуалист.
— Вы очень приятный человек, Фаик, и я не удивляюсь тому, что вам легко общаться с публикой, с коллегами, с людьми в массе. Вот возьмите, к примеру, нас с вами. Видимся впервые, а разговариваем так, словно 1000 лет друг друга знаем.
— Ну, тут все немного по-другому, я читаю ваши статьи, и знаю вас по виртуальному пространству. Да, и вы меня слушаете летними вечерами (улыбается). А значит, между нами уже есть определенная духовная связь.
— А почему, кстати, нет единомышленников?
— Почти нет.
— А почему?
— А почему кто-то читает книги, а кто-то – нет? Кто-то занимается спортом, а кто-то – нет? Почему кто-то считает своим долгом высказаться прямо, а кто-то отмолчится «в тряпочку»?
— Я почему-то подумала про ваше инакомыслие. Очень трудно найти единомышленников, если не думаешь стадно.
— Конечно же, определенные рамки, которые поставило мне общество, я соблюдаю. Но я не живу слепо, идя по какому-то строго отмеченному коридору – по принципу два забора. Не могу я так жить. Я отнюдь не стаден, но я — коллективист. Идейный индивидуалист, который пойдёт с другими «в ногу», если одобряет цель «похода».
— Да, вы еще и очень креативный человек. Давайте поговорим о вашей задумке, которая меня очень заинтересовала, а именно переименовании «селфи» на азербайджанский язык. Как известно, не так давно вы в своем статусе обратились к знатокам азербайджанского языка. Помнится, вы попросили оценить ваш перевод слова «selfie» — «ŞəxsiƏks» («şəxsən əks etdirmək»). Воплощена она в жизнь накрепко или как?
— Если следить за хештэгом, то пока не массово. Мне давно хотелось придумать слово, свое, азербайджанское, для этого популярного нынче явления. В России селфи называют «себяшкой», в Турции «özçekim». Да, моя придумка — слово сугубо литературное, немного сложновыговариваемое. Но, пусть, и кто-то другой попытается придумать свой перевод. Глядишь, найдём оптимальный вариант.
«Современный бытовой азербайджанский язык, порой, просто ужасно звучит»
— Кстати, о литературном языке. Не так давно я поднимала в интернете вопрос чистоты азербайджанского языка, и вот этот самый красивый, богатый литературный азербайджанский язык сегодня мало кто понимает вообще. Скажите, вы пользуетесь новым языком или придерживаетесь системы старого?
— Вы знаете, как прекрасен азербайджанский язык конца 18-го — начала 20-го века? Сейчас, к примеру, среднестатистическому азербайджанцу очень сложно понять Гусейна Джавида, Физули, Насими и Низами, потому что их произведения изобилуют словами, которые, к сожалению, уже не используются. На самом деле азербайджанский язык прекрасен. Он настолько художественный, красивый, изящный — просто фантастика! К сожалению, растет поколение, которому не знакомо, увы, изящество красивого азербайджанского языка. А на нём так приятно, так славно говорить! Не так давно я был на ТВ и спросил у ведущей (как раз передача была на тему современного азербайджанского языка): «Вы знаете, что такое «firqət»?» и получил отрицательный ответ. А ведь это слово очень часто используется в нашей литературе, в поэзии, к примеру, да и в песнях тоже. Означает оно «разлука», и в азербайджанском есть синоним этого слова — «ayrılıq».
Но повседневное общение предполагает наличие знаний не литературного, а бытового языка. И если наш литературный язык прекрасен, то на бытовом говорить очень и очень сложно. Потому что в нем, к сожалению, очень много заимствованных, иностранных слов, слэнга и «местечкового» диалекта. В школе я учился в русском секторе, и мне пришлось учиться не «дворовому» азербайджанскому, чтобы получить высшее образование. Я закончил Азербайджанский университет искусства и культуры – с отличием и красным дипломом.
Далее мы поспорили немного на тему, для кого более страшно остаться без образования — мужчине или женщине, и, в конце концов, сошлись в едином мнении, что это одинаково страшно для всех. Затем беседа плавно перешла в прежнее русло:
— Фаик, а почему вы отказались от медицинского образования? Это было не совсем ваше?
— Да, первое — незавершенное образование у меня – медицинский университет. 2 года я проучился на подготовительном, поступил и ушел практически с первого курса. Дело в том, что я хотел стать хирургом, меня привлекала хирургия. Но когда у нас начались практические занятия, я просто не смог перенести порога человеческой боли. Боли пациента. Женщина, которой делали тривиальную операцию по удалению аппендицита, умоляла врача вколоть ей болеутоляющее – еще одну ампулу (анестезия была местная). На дворе был 1988 год, с обезболивающими препаратами была жуткая проблема. И я просто не вынес ее страданий. Ведь врач должен дистанцироваться от боли пациента, а я понял, что не смогу. И предпочел уйти. Но я считаю, что все же не далеко отошел от той профессии. Я продолжаю врачевать души людей своим творчеством, своими песнями.
«Я не люблю перекладывать финансовую сторону вопроса на плечи моего зрителя»
— Врачевание творчеством – это прекрасно! Кстати, публика давно нуждается в новой дозе вашего творчества, Фаик. Поделитесь секретом, как скоро мы сможем порадоваться вашим новым проектам? Не заинтригуете нас?
— Интригу создам, конечно же (улыбается). На последний свой концерт я привозил из Турции специалиста по сценическому освещению и спецэффектам — художника по свету, который работал со мной все 4 дня сольников. Вы ведь смотрите зарубежные концерты? А значит, знаете, что на профессиональном шоу музыкальные акценты синхронно подчеркиваются световыми эффектами. И вот происходит революция — специально для моего концерта впервые в Азербайджане была написана световая партитура. Мне удалось добиться того, что зрители не просто не жаловались на то, что свет слепил их глаза или мигал невпопад, а хвалили мой концерт, в том числе и за филигранно «построенный» свет. В этот раз я хочу сделать очень интересную вещь… Не скажу – что именно, пусть это будет сюрпризом. Но это будет связано с визуализацией на концерте. Если все получится, и мы сможем обеспечить достойное финансирование, думаю, что мои поклонники будут в восторге. Планируемый мною концерт будет, иншаАллах, 2-дневным. К примеру, себестоимость моего прошлого, 4-дневного концерта составила 250 тысяч манатов. И чтобы это обеспечить, я должен был либо установить дорогие цены на билет, и «отбить» потраченные средства со зрителя. Но тогда билеты были бы за 250 манатов — первые ряды, что, считаю недопустимым. Либо привлечь спонсора и сделать доступные по цене, недорогие билеты. Я очень не люблю перекладывать финансовые тяготы на зрителя. В прошлом году на моем концерте была своеобразная, как говорят концертные администраторы, «ценовая вилка»: стоимость билетов была от 10 до 60-ти манатов. Как видите, вполне доступно. Потому зритель и ходит на мои концерты с удовольствием. Потому и бывают аншлаги. И потому никто из коллег-исполнителей до сих пор не смог перепрыгнуть поставленный мной абсолютный отечественный рекорд — 5 дней сольников.
Также в работе и две очень интересные песни – это как продолжение интриги врачевателя душ (смеётся). Думаю, что к концу года они уже выйдут в ротацию на ТВ и радио. Благодаря Фейсбуку я познакомился с двумя молодыми, замечательными клипмейкерами, и каждый из них предложил мне очень интересные сценарные решения. Так что, к концерту, даст Бог, у меня будет готов еще и новый клип.
— Отлично! Надеюсь, мы попадем на ваш концерт и проведем оттуда суперский видеорепортаж. А вы, если выкроите время, мы побеседуем с вами за кулисами.
— Считайте, что вы уже приглашены.
Я понимала, что беседа подходит к концу, что Фаику пора уходить, но мне так не хотелось, чтобы он уходил! И поэтому мы, закончив официальную часть встречи, уютно устроились за столом, долго пили чай и говорили так, словно были знакомы 1000 лет. Ведь на самом деле, это очень большая редкость – разговор по душам. Но нам он удался на славу!
Из списка требований к жизни:
1. Не терплю насилия над личностью
2. Общество должно быть толерантным
3. К пониманию и принятию Бога человек должен прийти сам
4. У каждого человека должен быть выбор
5. Образование должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
Светлое пожелание от светлого человека
— И вам, и вашим читателям я хочу пожелать иметь право гордиться своей жизнью, своими достижениями, своей страной. Как бы шаблонно это ни звучало, но это право нужно ЗАСЛУЖИТЬ.
Мы выражаем особую благодарность дирекции отеля «Шафран», предоставившей возможность проведения интервью в уютном и комфортабельном зале.
Беседовала Яна Мадатова, фото и видео Илькина Зеферли