Комиссии США по религиозной свободе в мире (USCIRF) — независимого федерального органа, созданного для мониторинга религиозных злоупотреблений подготовил доклад. Согласно этому докладу, в вопросе религиозных свобод Азербайджан находится на «Уровне 2» в одном ряду с такими странами, как Афганистан, Куба, Казахстан и пр.:
Старший аналитик USCRF Кэтрин Козман в интервью Turan поделилась своим видением религиозной ситуации в Азербайджане. Американский эксперт отметила, что несмотря на заявления правительства Азербайджана о толерантности, религиозные свободы в стране ухудшились в последние несколько лет. В отчетный период (апрель 2013 — апрель 2014 гг.) были факты закрытия религиозных организаций, задержания и взыскания штрафов с граждан за ненасильственную религиозную деятельность, сказал она.
Правительство Азербайджана применяло репрессивный закон о религии 2009 года, ограничивающий диапазон религиозной деятельности. Затем были увеличены штрафы за нарушения закона о религии (2010 и 2011 гг.)
Незарегистрированная религиозная деятельность запрещена, а деятельность зарегистрированных групп плотно контролируется законом о религии.
Весной 2014 года парламент Азербайджана принял дополнительные ограничительные поправки в законы о религии, НПО и другие законы, якобы для предотвращения религиозного экстремизма. В 2010 году штрафы за нарушения были увеличены в 16 раз, отмечает эксперт.
Мусульманские общины страны находятся под особым контролем: все их лидеры назначаются Управлением мусульман, контролируемым государством.
В 2010 году Минобразования ввело стандартную школьную форму, запретив ношение хиджаба в школах, что стало причиной протестов и ареста 72 исламистов в октябре 2012 года. Весной 2014 года запрет на ношение хиджаба был распространен и на студентов университетов.
С 2009 года в Азербайджане были закрыты ряд суннитских мечетей, что также вызвало протесты.
В Нахчыване религиозные ограничения носят еще более серьезный характер, чем в других регионах Азербайджана.
Власти используют госрегистрацию для преследования нелояльных религиозных общин. Религиозные общины, не имеющие госрегистрацию, считаются незаконными и могут подвергнуться любой форме преследований.
В последние годы полиция регулярно проводит рейды, арестовывая граждан, которые организуют религиозные собрания или хранят «вредную» литературу. Эти события происходят не только в отношении мусульман, но и баптистов, адвентистов , свидетелей Иеговы и других верующих.
Под строгим контролем также и религиозная литература. В последнее время ими стали сочинения турецкого богослова Саида Нурси.
Кто такие религиозные заключенные в Азербайджане?
Отвечая на этот вопрос, Кэтрин Козман говорит, что по данным Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) в 2005-2011 гг., 220 граждан Азербайджана были осуждены по обвинению в религиозном экстремизме.
В январе 2013 года, докладчик ПАСЕ обнародовал доклад о правах человека в Азербайджане, в котором 23 человека были осуждены за членство в исламистских группах, организациях и политических партиях. Среди них и лидер Исламской партии Мовсум Самедов.
На сайте http://www.uscirf.gov/sites/default/files/Azerbaijan% 202014_0.pdf опубликован список 51 заключенного, арестованного в Азербайджане по религиозным причинам с августа 2011 года.
Среди них, 31 узник хиджаба, 10 верующих, арестованных в связи с религиозным сайтом azadxaber.az, шестеро верующих из Масаллы за связь с публикациями на сайте xeber44.com, богослов Талех Багирзаде, учитель Абдул Неймат Сулейманов.
Насколько реален риск радикализации религиозных общин в случае дальнейшего их преследования?
Отвечая на этот вопрос, Козман сказала, что власти утверждают, будто иностранные религиозные проповедники пытаются создать радикальные группы, которые необходимо пресекать.
Однако независимые аналитики считают, что власти преувеличивают , демонстрируя Западу мнимую угрозу. Однако ограничительные законы и официальная политика правительства Азербайджана последних лет гораздо больше повышает риск радикализма местных общин, чем иностранное влияние, считает Козман.
В чем причина того, что граждане Азербайджана воют в Афганистане, Пакистане, Ираке и даже в Сирии. Говорят ли эти факты о радикализме ислама в Азербайджане?
На это Козман сказала, что радикальные исламисты есть в Азербайджане, как и в других странах, но правительство не нашло эффективных способов борьбы с этой проблемой: законы должны наказывать фактическое насилие, не идеи или мирную религиозную практику.
В Азербайджане все чаще говорят об обострении отношений между суннитами и шиитами, недавно в Сумгайыте произошла перестрелка с участием групп «хариджитов» и «салафитов» из-за религиозных различий .
Возможно, что различия между шиитами и суннитами частично связаны со сменой поколений. Старшее поколение выросло в период советского атеизма и плохо понимало расхождения суннитов и шиитов. Молодое поколение, особенно те, кто учился на Ближнем Востоке, имеет религиозное образование и может иметь собственное мнение по поводу различий между суннитами и шиитами.
Это мнение формируется не только на фоне перестрелки в Сумгайыте, но и такого факта, когда шииты насильно побрили бороду ваххабиту в Сабирабаде. Подобные вещи вызвали ответную реакцию и стали причиной нападения на нескольких шиитов.
Религиозное разнообразие является источником силы, но это требует справедливой и умелой политики правительства, которое, к сожалению, в Азербайджане не наблюдается.
«Правительство Азербайджана демонстрирует минимальную терпимость, не говоря уже об уважении тех, кто выражает различные точки зрения. Такое впечатление, что власти лишь, мирятся с теми, кто поддерживает официальную политику», — подчеркнула она.
Какую роль играет фактор Фатуллы Гюлена и движения “Хизмет “ в Азербайджане?
На этот вопрос Козман сказала, что Гюленовское учение представляет собой синтез мистического ислама, турецкого национализма, гуманизма и гражданской службы.
«Школы Гюлена обучили сотни студентов в Азербайджане, и некоторые выпускники заняли ключевые позиции в государственных, научных кругах и частном секторе. Эксперты отмечает, что выпускники школ Гюлена, как правило, хорошо образованы и хорошо интегрированы в общество, имеют космополитичное мировоззрение. Однако политический кризис в Турции в конце 2013 г. вызывал вопрос: что делает движение «Хизмет» на самом деле и есть ли у него политические цели?», — продолжила Козман.
В июне 2014 года все школы Гюлена в Азербайджане были закрыты, якобы из-за их высокой стоимости, по заявлению госкомпании SOCAR, которая годом ранее приобрела эти школы у сторонников Гюлена.
Закрытие школ Гюлена в Азербайджане означает, что люди больше не могут получить хорошее образование. «Будем надеяться, что это неудачное решение не будет иметь более широкие негативные последствия для суннитского меньшинства Азербайджана», — отмечает эксперт.