Понятно, что истории разных стран многократно переписывались, фальсифицировались, чтобы создать видимость своего могущества, но кажется, что больше всех остальных, вдоль и поперек переписана история армян – это и мифы о «Великой Армении», которая, если верить армянским источникам, занимала территории современных Турции, Армении, Ирака, Ирана, Грузии и Азербайджана, и это при том, что население армян на ту пору (IV-V вв.) составляло примерно 3 млн человек. Сегодня сомнительные интернет-источники пестрят противоречащими друг другу «историческими повествованиями» и утверждениями, которые в пух и прах разбивает простая арифметика. Отметим, что в указанный период численность населения Западной Римской империи примерно составляла 22 млн человек, Восточной- 34, 5 млн, то есть всего – 56,5 млн человек.
Возникает вопрос: Каким чудесным образом армянам удавалось отражать нападения соседних и других завоевателей, когда при арифметических подсчетах на каждую территорию приходилось примерно 500 тысяч армян, в том числе небоеспособной части населения?
Конечно, все эти утверждения являются вымыслом армянских псевдоисториков, пытающихся убедить весь мир в том, что «Великая Армения» существовала, и с нею считались все влиятельные и могущественные правители. Совершенно естественно, что за все время существования человечества на Земле распалось великое множество империй и перекраивались границы. Есть ли сегодня смысл говорить о том, что земля викингов принадлежала твоим предкам. Но одно дело просто говорить и делать предположения, а другое – претендовать на территории соседей, пытаясь доказать свое древнее присутствие на них.
Никто не оспаривает древность армянского народа, но страсть к первенству и стремление присвоить чужое вызывает, по меньшей мере, недоумение.
Однако известный ученый — историк Филипп Экозьянц, чьи научные труды основываются на непредвзятости и объективизме, своими исследованиями не просто опровергает многие утверждения армянских историков, но и доказывает их несостоятельность, то есть, беспочвенность. Сегодня Филлип Экозьянц стал собеседником Minval.az и ответил на наши вопросы.
— Филипп Вартанович, скажите, в какой форме существовала территория, на которой компактно проживали армяне, в X-XIV веках и до этого, во времена Римской империи? Каким источникам можно доверять? Вот вы рассказали про Исраэла Ори, якобы освободителя армянского народа и его задачи. По вашим словам, перед ним стояла задача собрать группу меликов, которая должна была втайне от армянской церкви обратиться к Папе Римскому и европейским монархам с просьбой о помощи, чтобы создать независимое государство на территории, подвластной персидскому шаху. Как показала история, армянам не удалось реализовать этот план. В результате Армения появилась там, где она стоит сейчас и помогла армянам в этом деле Россия.
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уточнить, что мы понимаем под словом «армяне». Армян, в современном понимании этого слова, не было ни в древности, ни в средние века. Кого называли армянами в «древнем» Риме, неизвестно. Также неизвестно, где находилась территория, которую первые географы называли Арменией. Те, кто уверяет нас, что смогли локализовать её, находятся во власти собственных заблуждений и домыслов. Можно с относительно малой достоверностью говорить о высоком средневековье. В источниках этого времени понятие «армянин» имело либо религиозное содержание, либо географическое. То есть, одни авторы называли армянами религиозную группу, а другие – все население местности с названием Армения. Почему так происходило? Потому что в те времена не существовало ни стандартов, ни самого понятия «стандарт».
Теперь ответим на ваш вопрос: «В какой форме существовали ли территории, на которых компактно проживали армяне?». Как народ в современном понимании этого слова, армяне не описаны ни в одном документе древности и средних веков. Поэтому нельзя ответить на вопрос, где и компактно ли они проживали. Если мы говорим о населении определенной местности, то оно проживало, соответственно, в Армении. Однако в этом случае речь идет не об одной, а о множестве этнических групп, большинство из которых не имеет связи с современными армянами (такая связь может существовать только в теории, научным способом установить это невозможно). Если же мы говорим о религиозной группе, то она была представлена – опять же теоритически – в различных регионах всего мира; она не была и не могла быть физически привязана к какому-то конкретному региону.
— Какие исторические факты вы можете привести по поводу появления армян в Карабахском регионе: когда это случилось, при каких обстоятельствах? Как эти факты разнятся с утверждениями армянской стороны? И почему утверждения армянской стороны нашли отражение только в армянских источниках? Скажите, пожалуйста, есть ли что-то еще, интересные исторические факты, что упущено из виду, о чем мало говорилось?
— В начале XIX века между Российской империей и Персией произошел известный обмен религиозными группами, и часть христиан перебралась в Россию из Персии, в том числе, на территорию современного Азербайджана. Но это не значит, что христиан и, конкретно, армян до этого там не было: они были. Трудно сказать, сколько именно. Дело в том, что смысловые границы понятия «армяне» постоянно менялись, «плавали» вплоть до XIX века. Армянами называли и всех христиан, и часть христиан-сектантов, и жителей нескольких областей в Персии и Турции. Повторюсь, нам нужно помнить, что устойчивые стандарты появились лишь в XX веке, поэтому многие наши вопросы, обращенные к нашему прошлому, абсолютно бессмысленны. Как бессмысленны и выяснения отношений на этой зыбкой почве. Армяне могли появиться в Карабахе тогда, когда появилось христианство соответствующей модели. Армяне и азербайджанцы, по моему убеждению, близкородственные народы, разделенные религией. А связь через века и тысячелетия, повторюсь, существует только в наших головах и в теории. Доказать такие связи невозможно, не имеет смысла и говорить о них, а уж тем более, приводить такие связи в качестве исторических прав на историческое наследство: земли, культуру и прочее.
— Хотелось бы узнать ваше мнение насчет другого утверждения армян. Они говорят, что алфавит для албанских племен якобы придумал Месроп Маштоц, кстати, у него же учились Кирилл и Мефодий. И если бы не заслуга Месропа, то албанские народы и славяне не смогли бы придумать закорючки для своего алфавита. Кстати, сам армянский алфавит очень схож с эфиопским.
— Вопрос создания армянского алфавита, как и большинства алфавитов Леванта, остается открытым, что бы ни говорили сегодня армянские историки. Многие «древневосточные» алфавиты похожи, и это — не только эфиопский с армянским. Месроп Маштоц — легендарная, но не историческая фигура. Еще в XVII веке лингвисты считали Иоанна Златоуста автором армянского алфавита. Эта тема «отработана» историками настолько небрежно и безответственно, что рано делать выводы о том, кто, что у кого заимствовал. Еще предстоит разобраться, кто и зачем эти алфавиты создавал.
— Недавно один так называемый ученый-языковед Армен Давтян заявил, что шумерский народ – это армянский народ, потому что очень много схожих слов и значений. Но шумерское государство находилось на территории современного Ирака, это далеко от современной Армении и Карабаха, земли которого они называют исторической родиной армян. Верите ли вы в то, что армяне и шумеры могли иметь общие корни?
— По поводу шумеров сейчас можно рассказывать что угодно, поскольку никто понятия не имеет, кто такие шумеры.
Рамелла Ибрагимхалилова