Наконец, бои прекратились. Несмотря на то, что разговоры о войне поменяли тон, тем не менее они продолжаются. Сегодня внимание СМИ сосредоточено на судьбе церквей, христианских храмов на территориях, которые до сих пор находились под контролем армянских вооруженных сил.
Об этом говорится в статье «Страх христианского культурного геноцида в Азербайджане беспочвенен» главного раввина евреев-ашкенази Азербайджана Шнеора Сегала, опубликованной на портале Tribune de Geneve, который является ведущим швейцарским информационным ресурсом.
Говоря о царящей в Азербайджане атмосфере толерантности и мультикультурализма, автор подчеркивает, что в стране в согласии живут представители различных культур и религий. Говоря о возвращении Азербайджану оккупированных земель, автор отмечает, что многие боялись уничтожения христианских памятников на этих территориях. Некоторые из них в спешке заставили армян на этих территориях снять кресты с церквей. В интервью Bloomberg один армянин даже сказал: «Мы предпочитаем взрывать или сжигать наши дома, а не оставлять их мусульманам». Об этом сообщает АЗЕРТАДЖ.
Шнеор Сегал пишет: «Этот страх повлиял на меня. Потому что, будучи религиозным лидером в Азербайджане, являющемся мусульманской страной, я затрудняюсь понять это чувство, основываясь на моем личном опыте. Я начал думать, что этот испуганный человек, наверное, до сих пор не столкнулся с каким-либо азербайджанцем. Для меня Азербайджан, расположенный на стыке культур и религий, является очень богатой страной в плане сосуществования, сохранения различных культур и религий, райским местом».
Главный раввин, приводя в пример еврейский опыт, отмечает опыт горских евреев, которые когда-то проживали на всем Кавказе, а затем жили только в ограниченном количестве в этом регионе. Сообщается, что, несмотря на то, что во время войн последних десятилетий многие евреи были вынуждены бежать из других стран мира, становясь мишенью для нападений, убийств и похищения людей, они остаются в Азербайджане процветающей общиной. Около 15 тысяч горских евреев составляют самую многочисленную еврейскую общину Азербайджана.
«В Азербайджане есть три разные группы евреев: горские евреи, грузинские евреи и евреи-ашкенази, главным раввином которых я являюсь. Но Азербайджан не только родина для этого народа. Население Азербайджана состоит из мусульман суннитов и шиитов, представителей различных ветвей христианства. В настоящее время не менее 30 тысяч армян считают Азербайджан своей Родиной», — отмечается в статье.
В статье также рассказывается о визите Папы Римского Иоанна Павла II и Франциска в Азербайджан, строительстве в Баку католической церкви. Также отмечается, что в Баку синагоги, церкви и мечети расположены бок о бок и находятся в очень хорошем состоянии. Их сохранение важно для Азербайджана.
Народ – это и культура, и история. Регулярно встречаться и сотрудничать с представителями других религий, проживающих в Азербайджане на равных условиях, – естественно. Ни одна религия, сколько бы она ни была малочисленной, не остается вне внимания общества. В 2002 году после визита Папы Иоанна Павла II в Баку правительство выделило земельный участок под строительство католической церкви. В 2016 году молившийся в той же церкви Папа Франциск выразил восхищение прочными связями между мусульманами, христианами и евреями в Азербайджане. Он сказал, что эти хорошие отношения имеют большое значение для мирного сосуществования и мира на нашей планете.
Шнор Сегал пишет, что все это свидетельствует о том, что искренние отношения между представителями разных конфессий можно продолжать, вести себя в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества во имя общего блага.
В статье подчеркивается, что азербайджанская традиция сохранения религиозного наследия не ограничивается только его границами. Доводится до внимания, что эту миссию выполняет Фонд Гейдара Алиева, пропагандирующий азербайджанскую культуру в международном масштабе, и что фонд вносит большой вклад в восстановление христианских памятников в мировом масштабе. Отмечается, что ярким примером этого является реставрация барельефа в базилике церкви Святого Петра в Ватикане, катакомб Святого Себастьяна в Риме, Страсбургского собора. Сообщается, что Фонд Гейдара Алиева совместно с еврейскими организациями участвует в строительстве еврейских школ в Азербайджане. Автор отмечает, что сожалеет о страхе уничтожения христианских памятников на подконтрольных Азербайджану территориях. Шнеор Сегал говорит, что он был опечален, прочитав, что мусульманские дома и кладбища в Карабахе полностью разрушены, оказавшись под армянской оккупацией, вспоминает страшное событие – осквернение мечетей, что возмутило мусульманский мир.
Далее автор напоминает и мнение Президента Азербайджана о том, что христианские храмы в стране будут охраняться. «Думаю, что история Азербайджана также подкрепляет эти слова», — отмечает он.