Благодаря героической войне азербайджанского народа историческая, автохтонная Албанская христианская церковь освободилась не только от 28-летней оккупации со стороны армянских григорианских священников.
После вхождения Кавказа в состав Российской империи, в 1836 году Священный синод Русской православной церкви и российское правительство постановили ликвидировать престол и канцелярию албанского католикоса и передать автохтонную народность Кавказа удин-христиан в лоно армянской церкви.
Произошло это в результате настойчивых обращений в Санкт-Петербург армянского патриарха, в результате чего находящаяся в упадке Албанская (кавказская) церковь отдана армянам. С этого времени началась насильственная арменизация албанцев. Но до сих пор остаются видимыми различия в форме креста, архитектуре, росписи на храмах, по которым глава удинской христианской церкви на Кавказе Роберт Мобили определяет, что монастырь Худавенд как другие 46 храмов в Кялбаджарском районе построены албанцами и должны быть возвращены албанской церкви.
Р.Мобили занят сейчас сложным процессом канонизации (узаконивания), или возвращения в правовое поле Албанской (кавказской) Апостольской Автокефальной церкви, которая существовала с IV в. до XIX век.
Роберт Мобили получил духовное образование в Киевской духовной академии, имел встречи с церковными руководителями Украины, Константинопольским патриархом. Сейчас он на сложном этапе рукоположения, или обретения духовного сана. «Надо возрождать Каноническую территорию албанской церкви на Кавказе. Когда я объяснил Константинопольскому патриарху положение албанской церкви, он согласился с тем, что несправедливо подчинение территории албанцев Кавказа армянской григорианской церкви. Идея возрождения албанской церкви поддержана находящейся в Египте коптской православной церковью. Наше стремление однозначно поддерживается всеми азербайджанскими мусульманами», — объяснил Р.Мобили.
В беседе с Turan Роберт Мобили сказал, что целью албанцев Азербайджана сейчас является разделение духовного и материального (церкви, монастыри) наследий армянской автокефальной и албанской апостольской церквей. Конечно, придя на Кавказ, армяне построили свои храмы, к которым затем с помощью России присоединили албанские. Необходимы специалисты для того, чтобы дифференцировать материальное наследие двух религий. Это возможно, анализируя сохранившиеся религиозные строения. Камень, надписи, лишайники, цементирующий раствор при научном анализе дают информацию о времени строительства храма с точностью до 30-40 лет, — сказал Р.Мобили.
Он ощущает поддержку азербайджанского государства. «Президент И.Алиев заявил, что государство будет возрождать архитектурные, исторические памятники в Карабахе», — напомнил Р.Мобили.
Его волнует разрушение покидающими Карабах армянами Гянджасарского (в Агдеринском районе, Гандзасар — арм.), Худавенского (в Кялбаджарском районе, Дадиванк — арм.), Агогланского (в Лачинском районе) и других албанских церквей и монастырей. На видеозаписях видно, как армяне выламывают из стен храмов каменные плиты, уносят религиозные картины, каменные кресты. Пока азербайджанская власть не вошла в эти земли, наследники кавказских албанцев могут требовать сохранения этих храмов через прессу, надеясь на срочные действия российских миротворцев.