Азербайджанские парламентарии продолжают радовать общественность, в том числе и сотрудников СМИ, своими неординарными репликами. На этот раз отличилась зампред комитета по культуре, профессор Жаля Алиева, которая возмутилась современными свадебными традициями в Азербайджане.
«Лично я никак не могу и не хочу понять, почему в начале свадьбы жених с невестой танцуют вальс», — сказала Ж.Алиева, комментируя Oxu.Az получившую широкое обсуждение в обществе тему свадебных церемоний.
— Разве танцуют в Европе на свадьбах «Вагзалы» или «Терекеме», — вопрошает парламентарий? – И сама себе отвечает: — Конечно же, нет!
Далее, согласно комментарию Ж. Алиевой, интеграция в Европу и глобализация – это, конечно же, хорошо, но ведь есть и «нерушимые ценности», для защиты которых нужно обязательно применить цензуру, которое общество обязано воспринимать нормально. При этом Ж. Алиева поспешила отметить, что она отнюдь не консерватор.
— Будьте добры, интегрируйте так, чтобы европейцы восприняли нашу культуру и традиции, — продолжает Ж. Алиева. — Почему мои дети или любой азербайджанец не должен входить в свадебный зал под национальный, самый прекрасный и священный для него танец?
Затем пошла атака на свадебные наряды невест, которые, по мнению Ж.Алиевой, не соответствуют моральному и нравственному облику азербайджанских невест:
— Наши невесты – символ чистоты и недоступности. Почему нельзя сделать так, чтобы свадебный наряд был немного закрытым?! Я уверена, что меня осудят за такие слова, назовут слишком консервативной и старомодной, но я верю, что все, что предложено мною – красиво, — заканчивает свою речь Ж. Алиева.
Да, мы согласны с первой частью последнего предложения г-жи Ж. Алиевой, ибо на самом деле все, что она сказала, звучит абсурдно. И, естественно, консервативно. А так как мы живем в современном обществе и в светской стране, каждый житель которой имеет право выбора, подобное высказывание обсудить стоит.
Как известно, свадьба – это особый день для каждой девушки, и он должен быть ярким, запоминающимся, волшебным, и главное – необычным. Последнее – обязательно, потому что иначе все волшебство пропадает, и этот важнейший день уже становится стандартным.
Как известно, еще задолго до торжественного дня к нему начинается активная подготовка: все продумывается до мелочей, пишутся сценарии, приглашаются артисты и тамада, ведущие, шоумены, проводятся репетиции торжества, жених и невеста записываются на уроки танцев, чтобы не ударить в грязь лицом во время своего главного выхода в свадебном зале. Готовясь к свадьбе, люди включают яркую фантазию, и вдруг такое заявление, призывающее окунуться в стандарт, да к тому же еще от человека, который является зампредом комитета по культуре!
Конечно же, есть граждане, предпочитающие играть свадьбу в чисто национальном, традиционном стиле. Но в последнее время появляется все больше людей, которые предпочитают более интересный, широкий и яркий формат – с элементами европейской культуры. И это исключительно их личное дело. Хотят – танцуют вальс, хотят – рубму, хотят – танго. Спрашивается, кому какое дело? Сколько людей, столько и мнений, столько вкусов, предпочтений, сценариев. Люди празднуют главное событие в жизни, которое – согласно мнению Ж. Алиевой – обязательно нужно засунуть в стандартные рамки (а именно запретить открытые платья, вальсы и прочую «европейщину», которая, кажется, сильно ее раздражает).
Кроме того, удивляет подход зампреда по культуре (я особо выделяю эту должность) в отношении «вы нам, мы — вам»: танцуют ли европейцы «Вакзалы» и «Терекеме»? Вот уж на самом деле сказанула! Думаю, что человеку, представляющему культуру, стыдно не знать, что вальс – это король танцев, признанный во всем мире. Его танцуют короли, императоры и президенты, его танцуют все цивилизованные люди. И потому вальс на азербайджанских свадьбах – это показатель именно культуры. Да, наши невесты танцуют «Вакзалы» и «Терекеме», разве этого не достаточно? Или госпожа Жаля Алиева сменит гнев на милость, если где-то в Париже или в Лондоне на какой-то традиционно-французской свадьбе невеста войдет в зал с женихом (афроамериканцем, к примеру) под мелодию «Терекеме»? Непонятно, зачем такие крайности и вмешательство в личную жизнь граждан страны? Давайте тогда отменим музыку Чайковского, запретим играть Баха, Моцарта в нашей стране, давайте запретим невестам надевать платья европейских дизайнеров, а будем, продвигая «лже-патриотизм», навязывать изделия исключительно азербайджанских дизайнеров.
И потом, согласно мнению автора заметки, комитет по культуре в ММ должен быть завален работой – судя по активно афишируемому количеству культурных программ, распланированных на летний сезон, да и нерешенных вопросов чисто нравственного характера. Стоит напомнить госпоже Ж. Алиевой, что функция депутата, народного избранника — это улучшение уровня жизни своих избирателей, и умение донести до правительства нужды народа. Так почему же депутат не занимается своими прямыми обязанностями, в кои, кстати, критика личных дел граждан страны никак не вписывается? В конце концов, у Жали ханум наверняка есть родственницы и подруги – тоже часть нашего народа, так пусть им и выскажет свое недовольство. Мы просто уверены, что они ее правильно поймут. Кроме того, история умалчивает, в чем и под какую музыку и в каком платье выходила замуж сама Жаля ханум, а также ее дочь или невестка. А советовать, что носить и от чего воздержаться имеет право мать, отец, брат, муж. Но уж никак не депутат Милли Меджлиса, пусть даже зампред по культуре.
Яна Мадатова