3 марта сего года на азербайджанском портале «Minval.az» была опубликована моя аналитическая статья «Да, Дербент был, есть и всегда будет землей Азербайджана!». В статье я критикую антиазерлийскую, антитюркскую позицию корреспондента EADaily, некоего Мусы Ибрагимбекова, представленную в его статье «Дербент – азербайджанская земля, которую у нас захватили»: тайные подробности съезда в Москве». Мой анализ показал, что эта статья Ибрагимбекова есть донос в Москву о том, что было сказано в конце сентября 2015 года на объединительном съезде ФНКА азерлийцев России «АзерРос» и Всероссийского азербайджанского конгресса, состоявшегося в посольстве Азербайджана в Москве. Муса Ибрагимбеков в своей статье стал запугивать русских читателей некой несуществующей угрозой пантюркизма. При этом он в качестве предмета пантюркизма представляет выраженное на съезде естественное недовольство азерлийцев фактами дискриминации в Дербенте коренного азерлийского населения. Этот антитюркист пытается убедить читателей в том, что азерлийцы чуть ли не поголовно есть последователи организации «серые волки», которая якобы имеет виды на все тюркские территории в Российской Федерации. Мораль сей басни такова – зажимайте азерлийцев везде, чтобы они не говорили о своих проблемах, в том числе и о своих проблемах в Дербенте, где уже идет процесс наглого выдавливания азерлийцев со всех административных постов. Таким образом, Муса Ибрагимов пытается фактически подвести, так сказать, идеологическое оправдание и обоснование зажимов азерлийцев в Дербенте со стороны лезгинских сородичей Ибрагимова. В своей ответной статье я раскритиковал эту антиазерлийскую позицию Ибрагимова.
21 апреля сего года выходит уже ответная статья Ибрагимова на сайте Регионального Информационного Агентства «Дербент» под провокационным и довольно нелепым названием «Надир шах великого раздора. На примере кровавого палача дагестанцев взращивают новое поколение». Мой нижеследующий ответ несколько задержался, поскольку я поздновато узнал об этом пасквиле Ибрагимова.
В начале статьи Ибрагимов лишь вскользь упоминает о моей критической статье, не приводя своих прямых контраргументов, поскольку у него их просто нет. Тем не менее, в последующем тексте статьи он все же выдает косвенную критику моей статьи. Эта критика выступает в виде нового доноса в Москву, но уже в отношении позиции ряда современных публицистов Азербайджана к личности Надир шаха. А именно, Ибрагимов выражает недовольство презентацией в Баку турецкого перевода книги Джахангира Гусейн Ашрафа «Азербайджанское государство Надира-шаха Афшара». Муса Ибрагимов считает, что этой презентацией в Баку «чествовали знаменитого персидского владыку XVIII века как великого национального героя и выдающегося творца азербайджанской государственности, на примере которого надо воспитывать подрастающее поколение». На основании факта презентации этой книги Ибрагимов пытается подвести читателей к мысли, что в Азербайджане нагнетают антидагестанский психоз. Почему антидагестанский? Потому что, по мнению Ибрагимова, Надир шах пытался завоевать Дагестан. Странная логика автора, который на основании событий, связанных с походом в 18 веке в Дагестан армии иранского Надир шаха, пытается сделать голословный вывод об антидагестанской позиции Азербайджана в наши дни только потому, что была презентация книги о Надир шахе. Каким же образом эта разовая презентация книги способна формировать антидагестанскую позицию в целом в Азербайджане? Ибрагимов не приводит адекватных объяснений, поскольку их просто не может быть в природе, ибо никакой антидагестанской позиции в Азербайджане нет и никогда не было. Смехотворно и глупо со стороны Ибрагимова на основе презентации книги по истории делать столь обобщающий вывод.
Поскольку Ибрагимов, сидя в Дербенте, не может привести какие-либо аргументы в пользу своей версии о якобы воспитании нового поколения азерлийцев в Азербайджане в антидагестанском духе, то он, Ибрагимов, занимается демагогической подменой понятий и пытается на основе лжи нагнетать антиазерлийскую истерию уже в Дагестане. С этой целью он использует события похода Надир шаха в Дагестан таким образом, чтобы сформировать у читателя резко негативное отношение к этому походу, а затем перевести этот негатив на сегодняшний Азербайджан, на азерлийцев Дербента, чтобы компрометировать их борьбу против ущемления своих прав. Для чего он это делает? Для того, чтобы, во-первых, оправдать и обосновать захват сегодня явочным порядком лезгинами всех основных рычагов власти в Дербенте путем оттеснения азерлийцев от управления, во-вторых, чтобы парализовать борьбу азерлийцев Дербента против нарушения своих прав, в-третьих, попытаться создать антиазерлийский фронт дагестанцев.
Вся логика умозаключений Ибрагимова в статье направлена именно на создание по существу антиазерлийского фронта в Дербенте. При этом он пытается опереться и на общину армян в Дербенте. Представляя личность Надир шаха, Ибрагимов делает абсолютно неуместные, глупые и чисто демагогические аналогии, сравнивая Надир шаха с Гитлером: «Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что презентация турецкого перевода книги «Азербайджанское государство Надир-шаха» состоялось в Баку 20 апреля – в день рождения Адольфа Гитлера. Для дагестанцев этот персидский владыка – предшественник Гитлера». В мире были сотни тысяч владык, которые совершали кровавые войны, завоевания. И что теперь? Всех их можно на основе логики Ибрагимова считать предшественниками Гитлера? Тогда кем считать русских завоевателей, которые развязали в 19 веке кровавую бойню в виде Кавказской войны, зверски уничтожая и изгоняя из родных сел и городов в течение 25 лет миллионы кавказцев – абхазов, адыгов, убыхов, абазин, чеченцев, ингущей, аварцев, лезгин, осетин, карачаевцев, балкарцев, ногайцев?
Провокатор Ибрагимов специально нагнетает антииранские настроения, чтобы, опираясь на них, одновременно формировать у россиян и дагестанцев уже антиазерлийскую позицию, ложно увязывая поход Надир шаха в середине 18 века в Дагестан с формированием азерлийского, тюркского населения Дербента, выдавая это как результат якобы геноцида со стороны Надир шаха местного неазерлийского населения. Вот что он пишет: «В памяти лезгин до сих пор хранятся сказания о том, как аскеры персидского владыки рубили людей на куски, жгли их заживо, связывали женщин и детей на току, где мололи пшеницу, а потом топтали связанных копытами коней. В Дербенте до сих пор помнят старинную легенду о том, как наместник Надир-шаха в Дербенте Наджеф-султан после разгрома восстания дербентцев в 1736 году повелел вырвать у захваченных в плен защитников города по одному глазу, а глаза закопать под каменным столбом во дворе Джума–мечети». Итак, на основе сказаний и легенд Ибрагимов делает выводы о якобы геноциде лезгин. Во-первых, если и были зверства Надир шаха, то они были и по отношению к азерлийцам Дербента и его окрестностей. Во-вторых, к сожалению, в истории человечества было множество зверств со стороны тех или оккупантов, что было обычным делом в истории войн. Но эти зверства никто не объявляет геноцидом. Например, в 1014-ом году император Византии Василий II, напав на Болгарию, разгромил болгарскую армию и по его приказу у 14 тысяч пленных были вырваны оба глаза. Кто-нибудь в мире считает это геноцидом?
Ибрагимов никак не успокаивается в своей грязной антитюркской, антиазерлийской пропаганде. Он хамским, абсолютно ложным и неуместным образом проводит параллель между этим походом Надир шаха и псевдогеноцидом армян в Османской империи: «При Надир-шахе дагестанцы испытали на себе то, что 150 лет спустя испытают армяне в Османской империи. Людей или насильственно переселяли из родных мест, или путем беспричинных кровавых расправ заставляли покинуть родные очаги. На место коренных народов наместники «великого правителя» заселяли воинов персидской армии, в основном, тюрков из покоренных районов Средней Азии и Среднего Востока».
По существу, Ибрагимов пытается провести ту мысль, что азерлийцы — это не коренные жители Дербента, а лишь тюрки-переселенцы 18 века из Ирана, Средней Азии. Тем самым Ибрагимов пытается снизить значимость азерлийского фактора в современном Дагестане, подводя также идейную базу под сегодняшнее наглое ущемление прав азерлийцев в Дербенте. А ведь все демагогические утверждения Ибрагимова не имеют ни малейшей исторической ценности и полностью лживы. В исторических источниках известно, что современный город Дербент был основан в 438 году н. э. как иранская крепость. Так что, именно азерлийцы основали и построили город-крепость Дербент и живут в нем как минимум с середины 5 века. И Надир шах 18 века к этому не имеет никакого отношения.
Сделаем следующие выводы о сущности статьи Ибрагимова. Эта статья есть ложь, фальсификация истории, попытка натравливания российского читателя на Турцию, Иран, попытка создания идеологической базы для захвата явочным образом всех основных постов в Дербенте лезгинами путем вытеснения азерлийцев со всех ответственных постов. Именно с этой провокационной целью Муса Ибрагимов открыто насаждает межнациональную рознь в Дагестане и пытается объединить дагестанцев в антиазерлийский фронт.
Каким будет мой ответ на этот очередной грязный пасквиль, статью-донос Мусы Ибрагимова, который он адресует Москве? Ответ будет тот же самый – «Да, Дербент был, есть и всегда будет землей Азербайджана!».
Азер Гасанли.